Александр Геннадьев
Фото: Мария Хуторцева
Красная Поляна – горный курорт невероятной красоты, это место, где можно коснуться облаков, и кажется, что ты находишься на линии горизонта, который разделяет миры – земной и небесный. Именно здесь счастливо встретились все направления танцевального искусства, именно здесь состоялся, так скажем, дебют уникального проекта – Международного танцевального форума «ПолянаАртФест».

С 20 по 26 июня в сторону Сочи слетелись, съехались хореографы, педагоги, танцевальные компании, театры со всей страны. Конечно, подобный конгресс стал возможен при поддержке Президентского фонда культурных инициатив, Федерального и регионального министерств культуры. Идеолог и генеральный продюсер форума Наталья Маслова, благодаря которой такое масштабное мероприятие стало возможным, конечно же, шла на серьезный риск, но, став обладателем президентского гранта, Маслова сделала, притом спокойно, размеренно, с железной выдержкой, всё, что от нее зависело, чтобы форум прошел достойно. Вообще, Наталья сейчас практически единственный человек на Кубани, который популяризирует истинный современный танец в регионе.
Новый проект в любом случае выходит на уровень даже не российский, а международный, и работа в качестве члена жюри экс-солиста Штутгартского балета, танцовщика, балетмейстера Staatstheater Hannover Озкана Айика, давшего еще ряд мастер-классов, предоставляет возможность российским хореографам и танцовщикам расширить свой профессиональный кругозор. «Я чувствую себя здесь защищенным, и эта атмосфера доброжелательности и гостеприимства не может не нравится, – делится впечатлениями иноземный гость, – меня приятно удивила хорошая подготовка участников и их открытость к тому, что предлагаю, к экспериментам. Я не первый раз в России, танцевал на сцене вашего Большого театра во время гастролей Штутгартского балета, и каждый приезд для меня радостен».
К сожалению, не смогла из Израиля по всем нам известным причинам вылететь танцовщица, хореограф Суджом Ким, чье присутствие могло бы украсить форум.

Но и те, кто принял в нем участие, – настоящие профессионалы, мастера своего дела. Это великолепный педагог, старший преподаватель Академии русского балета имени А. Я. Вагановой Галина Башловкина; заслуженная артистка РФ, экс-солистка Театра балета Бориса Эйфмана Елена Кузмина (кстати, именно на нее Эйфман делал свой знаменитый балет «Красная Жизель»); лауреат международных конкурсов и фестивалей, актер театра и кино, обладатель личного приза Махмуда Эсамбаева «Хрустальный Тореадор», заслуженный артист РСО – Алания Алан Кокаев, станцевавший на открытии эффектный номер в собственной постановке на музыку А. Бабаджаняна «Элегия»; ведущая солистка Московского академического музыкального театра им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко Ольга Сизых; неоднократная обладательница «Золотой маски», одна из ведущих хореографов, педагог и танцовщица современного танца Ксения Михеева; не менее премированный и именитый хореограф Константин Кейхель; композитор, виолончелист, дирижер, педагог Георгий Гусев; композитор, саунд-дизайнер, видеохудожник Константин Чистяков; экс-главврач Мариинского театра, автор книги «Здоровье в балете» и «Стопа балерины» Денис Каблуков; балетмейстер, педагог одного из лучших народных ансамблей Кубани – «Станица» – Дмитрий Круглый; хореограф, режиссер, педагог из Калининграда Сергей Бобров; экс-солистка Государственного академического ансамбля народного танца им. Игоря Моисеева, педагог, хореограф Анна Михалина; заслуженный работник культуры РФ, профессор, больше 20 лет возглавлявший кафедру народного танца Московского государственного института культуры, Юрий Деревягин; педагог современного танца из Минска Ольга Скворцова… Список можно продолжать и продолжать. Команда, собранная Масловой, поражает не просто своей яркостью, но и тем, что каждый приглашенный участник – это обязательно первоклассный специалист и непременно личность увлеченная.
Разбив на лагеря по различным танцевальным векторам – сontemporary, народные, классические танцы, сценические, популярные направления, – устроители дали возможность участвовать всем желающим в бесконечных мастер-классах, лекциях, репетициях, тренингах, ток-шоу, круглых столах, играх и конкурсах.
Основная часть «ПолянаАртФест» – соревновательная. В конкурсе классического танца блистали хозяева, а воспитанница Краснодарского хореографического училища Ангелина Гаркуша, взяв первое место, увезла с собой еще и сертификат на 100 000 рублей! Вообще, призовой фонд фестиваля впечатляющий – 3 500 000 рублей.
В национальных танцах в конкурсе «Попади в 10!» 500 000 досталось ансамблю «Ритмы Кавказа» под руководством Ахры Саманджия. Коллектив на самом деле гармоничный и какой-то лучезарный. В детской номинации победителем стала школа современного танца «Шкода».

Соло в конкурсе современного танца выиграл Игорь Клинский с наградными в 100 тысяч.
Увлекательным был конкурс «Импровизация», где под джазовые короткие композиции соискатели показывали свои крошечные зарисовки. В группе 7–9 лет победила Маргарита Коржукова, в группе 10–13 лет лавры и путевка в прославленный лагерь «Орленок» ушли в копилку, прямо скажем, талантливой Елизавете Ларченко. У взрослых ситуация сложилась нестандартная: первым стал Игорь Клинский, но главный трофей (дорогой мобильный телефон) все-таки достался второй – Гликерии Рыковой, чей танец вызвал не меньшее восхищение.
Но самым продолжительным соревнованием стал «Взгляд в глубину», где были представлены спектакли современной хореографии. 300 000 рублей увез коллектив из Ростова-на-Дону «Хор. ОМ». Их «Дегустатор тишины» выделялся и своеобразной лексикой, и философской глубиной, и отсутствием пафоса. Батыр Мержоев – ищущий хореограф, со своей темой и взглядом на танец. «Дегустатор» шел под живую музыку, где звучали диджериду (духовой инструмент австралийских аборигенов), даф (иранский рамочный барабан), варган (язычковый металлический инструмент), кахон (южноамериканский деревянный барабан-идиофон) и другая шумовая перкуссия. На всем этом вдохновенно играл мультиинструменталист Константин Бут.
Еще запомнилась работа, увы, не взявшая никого кубка, но довольно-таки любопытная – спектакль «Без вести» Энже Абдрахимовой из Санкт-Петербурга. Полотно погружает зрителя в газетное пространство: сценический планшет весь застлан бумажными носителями. Как сей информационный поток воздействует на нас и какие конфликты и трансформации возникают – об этом и повествует хореограф с берегов Невы.
И завершал форум конкурс «Танцуй со звездой», где в постановках вместе посотрудничали коллективы и хореографы, встретившиеся на форуме. Победа и приз в полмиллиона рублей досталась минчанке Ольге Скворцовой и коллективу THE STATION OF SVET. Невозможно забыть и миниатюры с оригинальным сюжетом, такие как номер по мотивам «Вишневого сада» Чехова. Творческая студия «Воздух» и балетмейстер из Калининграда Сергей Бобров рассказали историю о прощании Раневской со своим садом.

Вообще, на форуме за неполную неделю побывало 2000 человек. Согласитесь, цифра внушительная. Люди прилетали из Хабаровска, Карелии, с Алтая, и каждый находил для себя то, что его волновало и тревожило. А естественная и легкая атмосфера форума – конечно, заслуга доброжелательной и профессиональной команды «ПолянаАртФест».
Нельзя не сказать и о техническом оснащении: одна только сцена с отличным светом и звуком чего стоила как в прямом, так и в переносном смысле слова. Несмотря на то, что форум пробный и с чем-то организаторы столкнулись впервые, «ПолянаАртФест» прошел без всяких неожиданностей и накладок. Это отметил и один из лучших специалистов и знатоков современного танца, продюсер, основатель и директор Санкт-Петербургского дома танца «Каннон данс», Международного фестиваля современного танца Open look и так далее Вадим Каспаров:
«Безусловно, это серьезный, амбициозный проект, но я считаю, что без амбиций, здоровых амбиций, сложно расти. Для меня подобный масштаб – высокий стандарт, заданный с первого фестиваля, и не только по высоте гор, но и по уровню подхода и людей, собравшихся вместе. И основная миссия такого проекта – объединение разных конфигураций, разных танцевальных сообществ. Сам факт соединения труда и отдыха уже замечательный. Понятно, что „ПолянаАртФест“ не является коммерчески оправданным мероприятием, так как здесь огромные затраты, но поддержка Президентского фонда культурных инициатив позволила многое сделать».
В один из вечеров состоялся показ фильма, в котором развернулась инсталляция режиссера, хореографа и акробата Иоанна Буржуа «Механика истории». Всё снято в монументальном Пантеоне, где захоронены великие французы. И в чудном архитектурном неоклассицизме мы видим лестницу, идущую по кругу, по которой люди поднимаются и спускаются. Мужчины падают, но батут их грациозно отшвыривает обратно. Порой это напоминает сомнамбулическое, завораживающее действие, и спектакль Буржуа пленяет своим изяществом, тем более что мы слышим изумительную музыку Шуберта. Дивная композиция рифмуется с кроссовками, футболкой, вязаной шапкой, небритостью на лице. С одной стороны, дух Вольтера, с другой – хипстерский «жаргон». Фильм очень кстати вписался в идеологию фестиваля, ведь на самом деле, где еще может строгий педагог Вагановской академии, хранитель вековых традиций, прекрасно соседствовать с эстетикой contemporary!
Наталья Маслова своим грандиозным проектом смогла дать возможность многим поверить в себя, увидеть пути развития своих творческих устремлений, другими словами, приблизить мечту.