Признайтесь! Давно ли у вас вырастали за спиной крылья? Именно такое чувство появилось у тех, кто пришёл в Малый зал Московской консерватории на третий концерт абонемента «Барокко. Полёт через века», демонстрирующий всё многообразие барочной музыки.
Заключительный гала-концерт «В плену любви» представлял собой настоящее театрализованное представление, главным героем которого выступала Её Величество Любовь.
Клаудио Монтеверди, Бенедетто Марчелло, Антонио Вивальди, Андреа Фальконьери, Джулио Каччини, Доменико Циполи, наконец, Георг Фридрих Гендель... Эти имена живы до сих пор только лишь как великолепные «музейные экспонаты»? И интересны сугубо профессионалам?
«Категорически нет! Барокко – это никакая не архаика, это очень близкое, можно сказать, наше сегодняшнее мироощущение. Мы доказываем это, соединяя в одном концерте и самые яркие сочинения старинной музыки, и произведение, к примеру, нашего современника Кузьмы Бодрова («Фантазия на тему Сарабанды И.С. Баха» в переложении для виолончели и хора; солировал Арсений Чубачин. – М.З.), в свою очередь, «породнившего» Баха с современной гармонией», – настаивают авторы программы: органист, доктор искусствоведения, главный редактор журнала «Музыкальная жизнь» Евгения Кривицкая и Александр Соловьёв, художественный руководитель Камерного хора МГК, принимавшего участие в концерте.
Они, заслуженные и широко известные музыканты, уже давно и успешно занимаются благородным делом просветительства, объединяя исполнителей самых разных направлений в интереснейшие музыкальные проекты. В данном случае Евгения Кривицкая, кроме партии органа, звучащего у неё как целый оркестр, взяла на себя и роль ведущей концерта; её ёмкие и информативные преамбулы к каждому номеру в итоге складывались в интереснейшую лекцию на тему «Всё, что вы хотели узнать о барокко, но боялись спросить».
За «современность» инструментальной части концерта отвечал скрипач Станислав Малышев. Будучи солистом и лидером ансамбля «Студия новой музыки», он читает курс лекций «Современная музыка и новые исполнительские техники на струнных инструментах». И вот специалист в области современной музыки явно чувствовал себя как рыба в воде в царстве музыки барокко. Его скрипка пела; пела, словно живой человеческий голос.
На сцене действительно царствовало вокальное искусство. И все певцы, выступавшие в тот вечер, словно соревновались в демонстрации своего мастерства. Солисты театра «Геликон-опера» – народная артистка Абхазии Алиса Гицба (сопрано), обладательница роскошного меццо заслуженная артистка России Ксения Вязникова и Дмитрий Хромов (тенор) – разыграли настоящий спектакль. О том, что таланту этих артистов «все времена покорны», говорит их репертуар, включающий музыку от эпохи барокко до авангарда XX столетия.
Нежный и лёгкий голос Марии Челмакиной, солистки Камерного хора МГК, покорял сразу и навсегда! Но если уж осмелиться выделить кого-то одного особо, то, конечно, молодого певца, артиста Молодёжной оперной программы Большого театра контратенора Михаила Широченко. Словно бы и не человек, а небесный дух спустился на нашу грешную землю – именно так восприняли зрители даже само появление на сцене Михаила с первых же нот звучания его удивительного чистого и светлого голоса «не от мира сего». При этом озорство и некоторая кокетливость в сочетании с безупречным вкусом и чувством стиля делали его образы необычайно живыми и интересными.