Андрей Шацков. Лебеди Тютчева: Триптих.
– СПб.: Любавич, 2020. – 16 с.
В эпоху «чёрных лебедей» только поэты и романтики не дают нам позабыть о белых лебедях вдохновения и чистоты. Весной 2020-го, которая запомнится нам не прогулками на природе, а добровольно-принудительной самоизоляцией, особенно остро ощущается «охота к перемене мест». Но она под запретом: самолёты не летают, поезда не трогаются с места, без QR-кода «метро закрыто, в такси не содют». Остаётся путешествовать только в виртуальной реальности и в воспоминаниях. Создать же дополненную реальность, не прибегая к цифровым технологиям, по-прежнему помогает Искусство. Так, прогулку по Овстугу теперь можно совершить, окунувшись в стихотворный мир Андрея Шацкова, переплетающийся с лирической поднебесной Фёдора Тютчева.
Триптих «Лебеди Тютчева», удостоенный отдельного изящного издания, это не оммаж, как сейчас модно говорить, выдающемуся поэту и не попытка взглянуть на современность сквозь его оптику. Это перекличка двух эпох, мировоззрений и мироощущений, «века нынешнего» и «века минувшего». А ещё это дань уважения дивному уголку литературной карты России – Овстугу, – где находится Мемориальный историко-литературный музей-заповедник Фёдора Тютчева, место его рождения и возрождения. Андрей Шацков, кавалер ордена «Русская звезда» им. Ф.И. Тютчева и лауреат Всероссийской премии им. Ф.И. Тютчева «Русский путь», в этих краях всегда желанный гость. То, что столетия назад окрыляло здесь одного поэта, мыслителя и дипломата, и по сей день не растеряло своих чар. Триптих «Лебеди Тютчева» тому яркое свидетельство.
Собственно, лебеди – одно из украшений усадьбы поэта. Они запечатлены на гербе рода Тютчевых и в его стихотворных страницах («Но нет завиднее удела, / О лебедь чистый, твоего – / И чистой, как ты сам, одело / Тебя стихией божество»). Овстуг вообще наполнен всякой живностью: фазанами, борзыми, утками… Слетаются сюда и музы. Но вынесенные в название поэтической трилогии Шацкова лебеди имеют более древние корни. Известно, что в Греции эти птицы были атрибутом бога поэзии и солнца Аполлона, а философы- мистики утверждали, что душа обретает обличье лебедя, чтобы странствовать по небесам. Среди семи свободных искусств лебедь воплощал собой музыку, исполненную страстности. В данном случае справедливо говорить о поэтической страстности и музыке стиха, отличающей это и другие произведения автора. Лебедь – символ мудрости, пророческого дара и одиночества.
Фамилия Тютчев, звучащая так вкрадчиво и уютно, как говорят, происходит от корня «tutci», означающего «чужой, иной, нездешний». Это очень подходит к непростой судьбе поэта, и сегодня стоя´щего немного особняком в русской словесности. Тема смуты, вериг и горького хлеба поэзии возникает и в овстугском цикле Шацкова.
Лебединый полёт автора пересекает границы века. Лебединая грация поэтических образов и иллюстраций (издание прекрасно оформлено), лебединая верность музе – каждый найдёт здесь что-то своё. Но чего точно не отыскать в триптихе «Лебеди Тютчева», так это примет «лебединой песни» её автора, творческой усталости и отчаяния. Впрочем, нет здесь и пасторальной элегии, к которой располагают овстугские пейзажи.
А нежность…
пусть нежность останется там –
В чугунном затворе усадьбы ограды.
В небрежно доверенной тайне – листам,
В которых поэту – не надо пощады!
В пощаде Андрей Шацков точно не нуждается, как, впрочем, и все мы, посетившие «сей мир в его минуты роковые». Наше вынужденное карантинное уединение чудесным образом скрасила новая книга поэта, которую он разместил в свободном доступе, сделав подарок «городу и миру».
Эмилия Деменцова,
Москва