«Поминальная молитва» впервые вышла к публике 4 октября 1989 года. Спектаклю суждено было стать знаковым не только в истории «Ленкома». Григорий Горин и Марк Захаров обладали даром предчувствия глобальных перемен. Спокойная и понятная советская жизнь летела под откос, масштабов грядущих катаклизмов никто представить ещё не мог, но самые прозорливые уже понимали, что они будут столь же грандиозны, сколь и фатальны. Зритель от всего сердца сочувствовал бедному Тевье, его многочисленному семейству и соплеменникам, в один непрекрасный день попавшим в жернова Истории. Он и подумать не мог, что совсем скоро попадет в худшую передрягу. И ему, как и несчастному молочнику, останется только молиться, чтобы выйти из неё с наименьшими потерями.
29 января 1994 года скоропостижно скончался Евгений Павлович Леонов, игравший Тевье. Спектакль отменили, но никто билеты в кассу сдавать не стал – люди простояли перед театром ровно до того момента, когда должны были зазвучать финальные аплодисменты. До 1998 в роли Тевье выходил на сцену Владимир Стеклов, а когда он покинул «Ленком», Марк Захаров принял жёсткое, но единственно возможное для него решение – снять «Молитву» с репертуара. Его часто спрашивали, вернётся ли спектакль на ленкомовскую сцену – сохранились костюмы, большая часть реквизита и даже детали сценографии – но Марк Анатольевич неизменно отвечал – только, если станет совсем тревожно и грустно.
В сентябре 2019 ушёл из жизни Марк Захаров. Говорят, незадолго до начала сезона, Марк Анатольевич попросил своего помрежа разыскать режиссёрские записи по «Поминальной». Идея вернуть на сцену одну из самых символичных постановок мастера буквально витавшая в воздухе, для возглавившего театр Марка Варшавера обрела энергию необходимости – он всегда считал, что этот спектакль могла стать таким же долгожителем, как «Юнона и Авось». «Возвращение великих спектаклей, – считает Марк Борисович, – это не просто дань традиции, это та самая живая связь времен, которую мы не имеем права оборвать. «Ленком» всегда чувствовал время, и постановки, ставшие легендой, способны отразить и переосмыслить новые реалии, зазвучать свежо и современно».
Режиссером восстановления выступил Александр Лазарев. Для него «Поминальная молитва» тоже является частью биографии – в состав с Александром Абдуловым он играл Менахема Мендла. Замечательный актёр, в режиссуре Лазарев себя до той поры и не мыслил. А ведь даже восстановление спектакля требует от того, кто отважился повести за собой людей, не только железной воли, но и веры в успех задуманного: «Мы бережно перенесли на сцену каждый жест и каждый вздох, – признается Лазарев, – но работают другие артисты и за стенами театра – иное время, с совершенно другими ритмами и скоростями».
То, что спектакль «тот» и «не тот» чувствуется сразу: в планы театра вмешалась пандемия, а когда первый вал схлынул, актуальность его только выросла. Тот же текст Григория Горина – сочный, ёмкий, острый, не утративший злободневности. Та же сценография Олега Шейнциса. Зыбкая и непрочная, как сама человеческая жизнь. Щелястая, как забор, которым человек пытается защитить ее от вторжения неласкового мира. И устремлённая ввысь, как душа, взывающая к Создателю.
Режиссёрскую партитуру Марка Захарова собирали буквально по фрагментам. В распоряжении Александра Лазарева и его единомышленников были две телезаписи – сделанная прямо из зрительного зала и телеверсия, снятая в одном из павильонов Останкина. Но телекамера не всегда в состоянии зафиксировать нюансы мизансценическое решение в полном его объёме. По счастью в театре до сих пор работают декораторы, реквизиторы, машинисты сцены, помнящие тот давний спектакль. Так что нынешнюю «Поминальную молитву» собирали всем театром как драгоценный витраж.
А кроме того, «помощниками режиссера» стали артисты, которые были заняты в захаровской постановке. Нынешний Тевье Сергей Степанченко (в состав с ним играет Андрей Леонов, прежний Федя-писарь) когда-то был Урядником, в роли которого сейчас выходит Виктор Раков. Александр Сирин из бедного портняжки Мотла «вырос» в зажиточного мясника Лейзера-Волфа. Иван Агапов, в прошлом идейный студент Перчик, нынче играет безыдейно-обаятельного Менахема Мендла. Невыразимо прекрасна жена Тевье Голда в исполнении Олеси Железняк, трогательны, хрупки и неподдельны его красавицы-дочери Цейтл (Татьяна Збруева), Годл (Елена Есенина) и Хава (Александра Волкова).
Впрочем, слов признательности заслуживает каждый, кто выходит на сцену в воскресшей «Поминальной молитве». Перед нами не тщательно отреставрированный «музейный экспонат», но концентрированная живая энергия, которая, как и четверть века тому назад, способна помочь нам, приобщившимся к ней, найти в себе силы строить свою жизнь заново в мире, который уже не будет таким, каким мы его знали.
Виктория Пешкова