Александр Ливергант. Пэлем Гренвилл Вудхаус. О пользе оптимизма. – М.: АСТ, Редакция Елены Шубиной, 2021. – 349 с. – 1500 экз.
Перед нами первая биография Пэлема Гренвилла Вудхауса, английского писателя, драматурга, комедиографа, которого по праву считают одним из лучших мировых писателей-юмористов XX века. На счету Вудхауса 15 пьес, около 30 музыкальных комедий, за время его жизни издано порядка 100 книг (например, серия произведений о Дживсе и Вустере, «Радость поутру», «Дева в беде», «Укридж», «Джим с Пиккадилли» и многие другие).
Да и тот факт, что книгу написал Александр Ливергант – литературовед, переводчик, главный редактор журнала «Иностранная литература», – заслуживает читательского внимания.
Автор демонстрирует весь мощный арсенал знаний не только судьбы Вудхауса, но и времени: рисует перед нами портрет эпохи, картины из общественной, театральной, политической жизни. Уже с первых страниц видна любовь исследователя к английской литературе. Биография была бы неполной без вставок из сочинений П.Г. Вудхауса, которые подобраны со вкусом. Судите сами: «Я с детства хотел быть писателем и приступил к делу лет в пять». Мощное и интригующее начало для книги, не правда ли?
Те, кто думает, что писать юмористические произведения – это дело лёгкое, не требующее от автора особой эрудиции, глубоко заблуждаются. Специально для них Ливергант приводит такую цитату Вудхауса: «В последнем классе я вскакивал ни свет ни заря, съедал два-три печенья и трудился, словно бобёр, над Гомером или Фукидидом… Я был набит классикой».
Вудхаус испытывал огромную радость от написания произведений. О себе он скажет: «Пишу я свои романы и рассказы с наслаждением… для меня это сплошной праздник и ликование...»
«Когда я работаю над романом, – говорится в письме Вудхауса Таунэнду от 28 февраля 1920 года, – я пишу обычно шесть-семь страниц в день, или 2500 слов. Люблю начинать работу по утрам, отвлекаюсь на дневной сон, а потом пишу ещё немного перед ужином. После ужина не работаю никогда».
Каким предстаёт перед нами герой новой книги Александра Ливерганта? Во-первых, аристократом духа, «образцовым сыном», умеющим всегда, при любых обстоятельствах держаться молодцом. Во-вторых, как и многие комики – довольно сдержанным на людях. И, что немаловажно, умеющим во всём найти утешение.
Чему мы можем научиться у Вудхауса? Правильно: лёгкости подхода к жизни, самоиронии. (Эта мысль неспроста вынесена в название книги – «О пользе оптимизма».) Ведь это он когда-то сказал: «Моё детство с начала до конца пролетело точно мягким ветерком. Со всеми, кого я встречал, у меня возникало полное взаимопонимание».
С самоиронией у Вудхауса тоже всё было в порядке, он ведь писал: «Я являю собой наглядный пример задержки развития. Умственно, сдаётся мне, с восемнадцатилетнего возраста не продвинулся ни на шаг». Ещё как продвинулся, скажем мы вслед за А. Ливергантом, ведь у Вудхауса с юности были успехи в боксе, крикете, регби, которые сочетались с успехами в изучении классических дисциплин. «Плэм читал в подлиннике Эсхила, Аристофана, Платона», – отмечает автор. А по количеству и качеству написанного в выбранном им юмористическом жанре равных Вудхаусу тоже нет.
Вудхаус прожил яркую жизнь: родившись в Англии в 1881 году, он успел пожить в Америке, проработал некоторое время банковским служащим, затем журналистом, писал тексты для мюзиклов, не попал в армию (диагноз: близорукость) и встретил свою любовь – красавицу Этель. Он прибрёл всемирную известность и был избран почётным членом Королевского литературного общества, а также рыцарем-командором ордена Британской империи (KBE).
Америка даст Вудхаусу многое: она расширит рамки мировосприятия, Вудхаус приобретёт там новые знакомства. «В эти годы, напишет Ивлин Во про Вудхауса, своего любимого автора, вспыхнул огонь, который совсем скоро разгорится и будет пылать всё ярче и ярче на протяжении полувека».
А Ивлин Во, который был моложе Вудхауса больше чем на двадцать лет, будет, по его собственным словам, жить «озарённый» этим пламенем.
И впрямь на протяжении всего повествования мы видим, как Вудхаус горел на работе, как он был уверен в своём предназначении (и смог внушить это чувство остальным). Видим, с какими трудностями сталкивался писатель и как он их многократно преодолевал (чего только стоят нападки прессы и обвинения в коллаборационизме).
Но в жизни писателя было много приятного. В Америке на Вудхауса начинает сыпаться множество предложений о сотрудничестве (так, например, он получил 60 фунтов за переложение Вильгельма Телля на новый лад – «до Америки» Вудхаусу столько не платили никогда!).
Но деньги деньгами, однако не будем забывать про главное, про успех – Вудхаусу здесь прочат лавры великого Уильяма Гилберта, «его давнего кумира». Америке он многим обязан. Там Вудхауса активно печатают самые передовые издания – Cosmopolitan, Collier’s и недавно открытый Vanity Fair.
Взлёты и падения и постоянная работа над собой – вот составные элементы его успеха.
К сожалению, произведения Вудхауса не настолько известны в России, как хотелось бы. Для многих имя английского классика ассоциируется с телесериалом «Дживс и Вустер» режиссёров С. Лэнгтона, Р. Янга, Ф. Фэйрфакса со Стивеном Фраем и Хью Лори в главных ролях. Остальные произведения автора остаются как бы в тени… Между тем, как подмечает сам Ливергант, Вудхаус написал за свою жизнь «более ста книг», многие из которых мы до сих пор не знаем. Это создаёт дополнительный стимул для того, чтобы открыть для себя или перечитать английского классика.
Маркер хорошей писательской биографии – то, что сразу после прочтения тебе хочется взять с полки книги её главного героя. Так вот, после прочтения «О пользе оптимизма», написанной вкусно и интересно, вам, дорогой читатель, непременно захочется снова окунуться в вудхаусовский мир.
Артём Комаров