Многие, шагая или проезжая по Поварской улице, скорее всего, не задумываются, откуда взялось таковое название. А между тем существует оно с XVI века, с эпохи Иоанна Грозного, когда в этом районе возникла Поварская слобода – поселение многочисленных государевых служащих, занимавшихся приготовлением повседневных и праздничных трапез. О роде их занятий говорят и сохранившиеся с тех пор названия окрестных переулков – Скатертный, Столовый, Ножовый, Хлебный.
С перенесением столицы в Петербург слобода была ликвидирована, значительная часть дворов отошла к знати, и Поварская постепенно становится одной из самых аристократических улиц города. А от прежних времён осталась только изящная белокаменная церковь Симеона Столпника.
До пожара двенадцатого года участком по Хлебному переулку (№ 28) владели последовательно несколько лиц, из коих самым значительным был князь Н.А. Шаховской. Одноэтажные деревянные хоромы и флигели окружал довольно обширный сад, доходящий до соседнего Скатертного переулка.
Но практически всю территорию вокруг Поварской уничтожил «красный петух», поэтому после изгнания французов здесь заново началась массовая застройка. По заказу нового хозяина интересующего нас участка, надворного советника С.Ф. Потресова, мастер московского ампира зодчий А.Г. Григорьев возвёл для него новый дом.
Композиция усадьбы оставалась прежней, но к концу 1830-х годов участок оказался разделённым на три части. С тех пор центральная часть владения, соответствующая современному дому № 28, оформилась в нынешних прямоугольных границах.
Пролетело ещё два десятилетия, и вот в 1860-м особнячок в Хлебном становится пристанищем для Алексея Николаевича Верстовского – замечательного композитора, пианиста, крупного театрального деятеля первой половины позапрошлого века.
Случилось так, что в определённый момент наш герой решил связать судьбу с актрисой Малого театра «девицей Надеждой Репиной», необычайно талантливой, с одинаковым блеском выступавшей и в оперных, и в драматических спектаклях. Но она была дочерью бывшего крепостного, а он – потомственным дворянином. Такой союз в глазах общества выглядел мезальянсом, и Верстовскому пришлось со скандалом уйти из родительского гнезда.
Несколько лет молодые люди, живущие вне церковного брака, скитались по наёмным квартирам, и только в 1841 году (после смерти отца композитора) они смогли официально пожениться и обрести собственное жильё. Сначала был дом в Большом Афанасьевском переулке, близ Арбата, а потом вот этот – в Хлебном.
И Верстовский, и Репина тогда уже находились в отставке, жили довольно уединённо, капитальных переделок не затевали, ограничившись лишь ремонтом всех помещений. Алексей Николаевич продолжал сочинять музыку, последним его произведением стала кантата «Пир Петра Первого» на пушкинский текст.
В этом особняке композитор и скончался 5 ноября 1862 года, Н.В. Репина пережила его на пять лет.
Следующий этап в бытии усадьбы наступил уже в конце позапрошлого столетия, когда её купила жена коллежского секретаря М.Д. Колокольцева. Архитектор И.Н. Елагин снёс антресоли с правой стороны, а по бокам возвёл две небольшие пристройки.
Расцвет стиля модерн также оставил тут свои следы в виде эркера (выступа зимнего сада) с большими окнами на месте ампирного портика. Эркер венчался полукруглым фронтоном с лепным гербом нового владельца в картуше. В нижней части помещалась чаша фонтана, декорированная львиной маской и фигурами грифонов. Тогда же появилась и новая чугунная решётка ограды. Все эти работы были произведены архитекторами В.А. Мазыриным и А.Н. Зелигсоном.
После революции национализированный особняк отдали под размещение дипломатических представительств. Так, в 1920-х годах тут «квартировала» датская миссия, а с 1935 по 1941 год – торговое представительство Германии и немецкий военный атташе генерал-майор Эрнст Кёстринг. А в 1944-м вселилось посольство Исландии, и в картуше вместо традиционных инициалов хозяев появился герб этой страны.
Разумеется, как и любое другое строение, «Дом Верстовского» стал со временем нуждаться в серьёзной реставрации. Эту работу провело несколько лет назад ГлавУпДК при МИД России.
Разработанный на основе натурных исследований, обмеров и архивных изысканий проект предполагал восстановление исторических характеристик особняка с пристройками на период 1910-х годов, то есть на последний период формирования его архитектурно-художественного облика.
Начали, как водится, с фасадов: их, включая цоколь, очистили от поздних слоёв краски и цемента, а трещины расшили и зачеканили сложным раствором. Произвели ремонт венчающего карниза, докомпоновали утраченные элементы лепнины (базы больших и малых пилястр, филёнки аттика и т.д.). Чужеродную кафельную плитку цоколя сменила облицовка из белокаменных плит. В завершение данного этапа фасады окрасили в цвет, соответствующий найденным при расчистке образцам.
Что касаемо внутренних работ, то реставраторы стремились максимально воссоздать планировку начала XX века. Были оставлены только подлинные перегородки помещений, укреплены и выровнены несущие конструкции и полы, паркетные покрытия советского времени заменены на паркеты, выполненные по аналогам.
В парадной спальне восстановлены две исчезнувшие ранее колонны.
Особое внимание обратили на ценные декоративные элементы оформления интерьеров: камины, двери, потолочные карнизы и розетки, деревянный тамбур, лестницы при входе и в подвал. Всё это было отреставрировано на своих местах.
Потолки тщательно исследовали в целях выявления закрашенных росписей и первоначальных покрасок силами художника-реставратора.
Конечно же, всем комнатам первого этажа также постарались вернуть цветовую гамму, свойственную эпохе модерна.
И наконец, реставрации подверглись ограды – внешняя с воротами и калиткой по линии Хлебного переулка и декоративная дворовая.
Ныне обновлённый благодаря усилиям ГлавУпДК «Дом Верстовского» по-прежнему арендует посольство Исландии. А в память об Алексее Николаевиче в одном из залов помещён большой портрет композитора. Возможно, что на фасаде будет потом и соответствующая мемориальная доска.
ИЗ ИСТОРИИ
Вступив на своё поприще в конце 1810-х годов, он более сорока лет находился в центре музыкально-театральной жизни России. Близкая дружба и совместное творчество связывали его со многими писателями и драматургами – А.И. Писаревым, М.Н. Загоскиным, С.Т. Аксаковым… Верстовский был на «ты» с А.С. Грибоедовым, А.С. Пушкиным, князем В.Ф. Одоевским. Сочинения Алексея Николаевича пользовались у современников огромным успехом. Недаром ещё в 1860-х годах композитор и критик А.Н. Серов писал, что «в отношении популярности Верстовский пересиливает Глинку», имея в виду стойкий успех его лучшей оперы «Аскольдова могила».
Александр Алиев