13 июля замечательному писателю и журналисту Олесю БУЗИНЕ исполнилось бы 50 лет.
За два месяца до убийства в «Литературной газете» вышло обширное интервью с Бузиной. Сегодня этот текст читается как исчерпывающий историко-культурный, политический анализ российско-украинских отношений. Содержался там и провидческий вопрос Игоря Панина, ответ на который сегодня воспринимается с особой болью. Кажется, Олесь Бузина даже на фоне идущей войны не ощущал грозящей ему опасности:
– У вас много врагов на Украине? Всё-таки вы делаете достаточно смелые заявления, публикуете резкие статьи и книги, высмеиваете «самостийность», отстаиваете право людей на самоопределение... Эмигрировать не собираетесь? Мало ли...
– У меня один паспорт – украинский. С трезубом. И одно гражданство. Переворот в Киеве застал меня в Москве. Так случилось. Я приехал как раз на ток-шоу к Соловьеву. Но когда я увидел по телевизору беглого Януковича, беспрерывно повторяющего из Ростова слова «моя безопасность», мне стало противно. Я сел в поезд и приехал в Киев. Так тут и живу. Хожу по улицам. Пишу. Иногда выступаю по телевидению или радио. Хотя на больших украинских каналах по политическим мотивам я запрещен. Но это меня не расстраивает. Моя задача – говорить правду и способствовать установлению мира. Я не люблю, когда люди убивают людей. Тем более что на этой войне погибли двое моих друзей. Причём они сражались на разных сторонах. Знаете, это, как во время Гражданской войны начала ХХ века: иметь друга красного и друга белого. Эмиграция – не выход. Я хочу, чтобы дверь между Украиной и Россией всегда оставалась открытой, и я мог в любую минуту дня и ночи входить и выходить через нее. Я очень люблю Киев, Москву, Одессу и Петербург. А еще Севастополь. Пить кофе на набережной в Севастополе для меня счастье большее, чем в Париже. Просто сегодня мы живем в эпоху новой смуты. У каждого – своя правда. Но жить-то надо.
– Вы себя называете и украинцем, и русским. А как вы это в себе совмещаете? За последние годы украинцы приучили нас к тому, что они кто угодно, но только не русские. Да и само слово «украинец» теперь подразумевает человека, который все делает наперекор русским, России. Понятно, что не все украинцы такие, но...
– Сам иногда удивляюсь. Но у меня получается. Просто я незлобив. Украинское и русское начала во мне не враждуют, а дополняют друг друга. Я всегда знал два языка – и украинский, и русский. Всегда. С раннего детства. Даже стихи могу писать на двух этих языках. Для меня и Украина, и Россия – это Русь. Одна цивилизация. Мы обречены на совместную жизнь, какой бы ни была ее форма…
А чуть ранее в «ЛГ» вышла статья Олеся Бузины «Стоп! Цензура». В ней автор пишет о кризисе украинских медиа, о подчиненности СМИ олигархам, не без наивности рассуждает о «настоящей журналистике»:
«Когда читаю, как журналисты позволяют себе обзывать не симпатичных им представителей политического сектора или людей с любым другим мнением омерзительными кличками, обесценивающими их как людей, я понимаю, что это болезнь… Журналист в своей профессии, несмотря на личные симпатии, должен оставаться на стороне правды…»
Читаешь сегодня эти высказывания и удивляешься бесхитростности и даже простодушию автора. Так стремительно изменился мир, так странно звучит в ниши дни призыв «оставаться на стороне правды» – романтика какая-то, идеализм. Но именно эти качества, этот образ мыслей, скорее всего и показались убийцам Олеся опасными. Его наивная простота, незлобивость и миролюбие могли оказаться сильнее любой изощренной политтехнологии.
Подготовил Вадим ПОПОВ