В.С. Кожемяко. Виктор Розов. Свидетель века. – М.: Алгоритм, 2013. – 320 с. – Тираж не указан.
Розов пропустил через сердце сразу четыре эпохи – контрастно непохожие одна на другую. Война, 60-е, 70-е, 90-е... Нам не понять соли этих времён без драматургии и публицистики Розова. Вспомним. Разве «Вечно живые» и «Летят журавли» – не слово правды о войне? Сравнить эту пьесу можно только со стихами Симонова и Твардовского. Пока не создана такая литература – война не окончена, а после этого фильма в народном сознании многое встало на место. И уж, конечно, дух 60-х не понять без «розовских мальчиков». А предперестроечный кризис разгадан в горькой пьесе «С вечера до полудня», в которой напророчены и поражение идеалистов (позже их назовут «совками»), и сила «заграницы» – искусительная, мертвящая. Розов не подвёл своего читателя и в 90-е – на сей раз не в пьесах, а в диалогах с тёзкой Кожемяко. Сентиментальный пожилой драматург, фронтовик, в оценках наступившей реальности оказался проницательнее нахрапистой молодёжи.
Читайте эту книгу, как последнюю пьесу Розова – самую трагичную, но по-розовски светлую. Он не верил, что победа контрпросвещения окончательна. Он страдал, но не впадал в уныние.