Документальная драма Эдварда Радзинского в рамках IX Большого фестиваля Российского национального оркестра
Место — Концертный зал им. П.И. Чайковского, Триумфальная площадь, 4
(м. Маяковская)
Дата — 27 сентября
Время — 19:00
27 сентября 2017 года в рамках IX Большого фестиваля РНО на сцене Московской филармонии состоится премьера документальной драмы «Последняя ночь последнего царя» — о расстреле царской семьи в Ипатьевском доме. Проект приурочен к 100-летию революции 1917 года и продолжает экспериментальную линию фестивальных мероприятий, объединяющих музыку и художественное слово. В качестве автора и главного действующего лица выступит писатель Эдвард Радзинский, чей музыкально-литературный вечер «Несколько встреч с покойным господином Моцартом» стал одним из самых ярких событий Третьего Большого фестиваля РНО в 2011 году. С этой программой Радзинский выступал впоследствии и в сопровождении других оркестров в Москве, Петербурге, Новосибирске, Екатеринбурге - неизменно с большим успехом. Тогда у него возникла интересная мысль:
«В свое время мои пьесы ставили лучшие наши режиссёры — Эфрос, Товстоногов, Гончаров , Виктюк и Фокин… Свою прежнюю театральную историю я могу считать счастливой и завершенной. Тот театр подчинялся обычному правилу: «драматург пишет одну пьесу, режиссер ставит другую, а зритель смотрит третью». Теперь я решил начать новую историю — основать «Мой театр»... У него другой формат, другая эстетика. И другой способ подачи текста. И один актер, один режиссер и одна афиша — мои пьесы».
На сей раз Эдвард Радзинский исполнит свое произведение в сопровождении Российского национального оркестра и Камерного хора Московской консерватории. За дирижерский пульт в этот вечер встанет Владислав Лаврик.
Пьеса «Последняя ночь последнего царя» основана на исследовании, которое в течение двух десятилетий проводил Эдвард Радзинский при подготовке своей книги «Жизнь и смерть Николая II». В 1989-1990 годах писатель впервые в СССР опубликовал записку Юровского о расстреле царской семьи, а также показания некоторых участников расстрела и телеграмму Ленину из Екатеринбурга о готовящемся уничтожении царской семьи. Книга мгновенно стала бестселлером и обошла почти весь мир, о ней писали крупнейшие газеты и журналы США «New York Times Book Review», «The New Yorker»...
«Незабываемая книга, в которой огромной силы драматург соединяется с мастерством историка», - отмечали журналисты «Time». А в журнале «People» говорилось: «Радзинский побеждает, давая нам возможность услышать голоса главных действующих лиц и всего русского общества через дневники (включая дневники Николая II и Александры Фёдоровны), воспоминания, письма, в которых отчётливо видны «сумерки империи» и «красный рассвет».
В 1996 году режиссёр Валерий Фокин поставил пьесу «Последняя ночь последнего царя». Роли в спектакле исполнили Михаил Ульянов, Евгений Миронов, Александр Збруев, Ирина Купченко.
Теперь в рамках IX Большого фестиваля Российского национального оркестра Эдвард Радзинский исполнит последний вариант пьесы. Впервые зритель увидит подлинные документы и фотографии из Государственного Архива Российской Федерации, архивов Екатеринбурга и Перми.
Контакты для аккредитации:
PR концерта Эдварда Радзинского - Светлана Астрецова
8 903 971 93 73, astretsizm@gmail.com
Пресс-атташе РНО - Светлана Чаплыгина
8 916 168 12 04, svetoch70@mail.ru
Биографическая справка:
Эдвард Радзинский
Писатель, драматург, историк, сценарист, автор телевизионных передач и документальных фильмов. Окончил с отличием Московский историко-архивный институт. Первая пьеса Эдварда Радзинского «Мечта моя... Индия» была поставлена в 1958 году, когда он был ещё студентом, на сцене Московского театра юного зрителя. Пьеса посвящена знаменитому русскому путешественнику, индологу, театральному деятелю и музыканту Герасиму Лебедеву. Успех к Эдварду Радзинскому пришёл в 1960-х годах, когда режиссёр Анатолий Эфрос поставил пьесы «104 страницы про любовь» и «Снимается кино». Тогда же по сценарию Эдварда Радзинского был снят фильм «Ещё раз про любовь».
Пьесы Радзинского ставили выдающиеся театральные режиссёры: Анатолий Эфрос, Георгий Товстоногов, Андрей Гончаров, Роман Виктюк, Валерий Фокин и другие. В 90-х годах на московской сцене одновременно шло девять пьес Эдварда Радзинского: «Лунин», «Беседы с Сократом», «Театр времён Нерона и Сенеки», «Я стою у ресторана», «Она в отсутствии любви и смерти», «Продолжение Дон Жуана», «Старая актриса на роль жены Достоевского», «Спортивные сцены 1981 года», «Приятная женщина с цветком и окнами на север». В это же время пьесы Радзинского ставили за рубежом: «Odeon – Theatre de l'Europe» (Париж), «Королевский театр Дании», «Финский Национальный театр» (Хельсинки), «Бельгийский Национальный театр» (Брюссель), японский театр «Мингей», «Jean Cocteau Repertory» (Нью-Йорк) и другие. Американский театральный журнал “Backstage” назвал тогда Эдварда Радзинского самым востребованным русским драматургом на Западе после Антона Павловича Чехова. И вот в это время Радзинский покидает Театр и возвращается к своей работе историка. Книги Эдварда Радзинского о Николае II, Распутине, Александре II и Сталине вышли в крупнейших мировых издательствах, и были переведены на 40 языков.
Прочтя испанский перевод книг Эдварда Радзинского о Николае II и Иосифе Сталине, Габриэль Гарсиа Маркес написал: «Радзинский – тонкий психолог, прекрасно разбирающийся в людях, и живых и умерших. Он человек, который знает и, главное, любит свою страну. Он понимает ее историю. Кому как ни ему разгадывать ставшие уже притчей во языцех "загадки России"?!».