Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 03 ноября 2021 г.
  4. № 44 (6807) (03.11.2021)
Литература Библиосфера

Постижение мифа

03 ноября 2021

Герман Садулаев. Земля – воздух – небо. – М.: Эксмо, 2021. – 256 с. – 1500 экз.


В новой книге Герман Садулаев вернулся к образу «ласточек», которые порхали у него в «осколочной» повести «Одна ласточка ещё не делает весны» из самого известного его сборника «Я – чеченец!». Тогда Садулаев сравнивал себя с ласточкой, которая «так и не вернулась под крышу родного дома». И сейчас мотив возвращения присутствует, ведь придут «весенние времена, и мы все вернёмся»…

Ласточка – «священный тотем», через него Садулаев пытается реконструировать мелодию-полёт мифа, показать развёртывание его в настоящем, а также отслоить всё «придуманное, умственные спекуляции, плоды литературных фантазий», чтобы оставить лишь «непосредственное чувствование». Причастие к мифу, к первооснове позволяет избавиться от покровов мнимостей. Выработать особый иммунитет к ним. Этот навык в нынешней миражной реальности особенно актуален.

Когда заканчивается время мифа (ласточки в родном гнезде), наступает «новый ледник», и человек будто забывает себя настоящего, пребывает в зимней спячке, в матрице тех самых «литературных фантазий», вдали от родного дома, воспоминание о котором и содержится в мифе, как в зерне. Поэтому и творчество – обращение в прошлое, в детство, во время чувствования. Полёт-возвращение ласточки.

Истории-вариации жизни в романе, что разветвлённые тропы интерпретации мифа. Его возможности, потенции, сюжеты, альтернативные истории. Книги, для написания которых «не столько важно что-то знать, сколько важно увидеть и почувствовать». Ведь те же знания – варианты интерпретации мифа, символа, и их количество может быть бесконечным. Все эти сюжеты-тропы так или иначе срифмовываются, стремятся к сшиванию в рифму, которая становится моментом прочувствования мифа, его актуализации.

Отношение Германа Садулаева к творчеству исходит из установки, что «нельзя ничего придумывать». В том смысле, что искусство исходит из боли. Болевое начало как раз и присутствует у Садулаева – та самая «осколочная повесть», с которой всё и началось. В том числе и авторская самоидентификация «Я – чеченец!». Боль будто зачищает человека прежнего, его жизненный сюжет, оставляя только осколки – ласточек, пытающихся вырваться за пределы, очерченные небом, к манящей тайне мифологической первоосновы.

Кстати, в этом своём пути Герман Садулаев не одинок. Схожие ощущения можно найти и у Захара Прилепина. Например, в сборнике рассказов «Семь жизней», где автору важно прочувствовать, стать медиатором, услышать рифмы жизни. Тот же процесс нарочитого размышления Прилепин называет бессмысленным и сравнивает с поэтическим творчеством: «Великолепные, лучшие, вечные стихи приходят легко, потому что они давно лежат внутри», а «поэт растёт внутри поэзии» («Спички и табак, и всё такое»). Когда человек становится глух к этой музыке, то начинает дрейфовать по инерции, у него постепенно атрофируются органы чувств и остаётся лишь привычка.

Очевидные параллели возникают и с романом Андрея Рубанова «Финист – ясный сокол», где можно наблюдать развёртывание сказки к её первоосновам, попытку медитативного проживания мифа, сокращение дистанции между сказкой, мифом и реальностью. Рубанов пытался показать, как рождается исторический эпос, где малое и незначительное может произвести грандиозное.

У Садулаева прилепинские «Семь жизней» трансформируются в семь душ. Они разлетелись от тела, когда началась та самая «осколочная повесть», порушившая цельность. Взлетели ласточками.

У каждой ласточки свой сюжет, свой полёт. И своя энергия – реализованная или ещё нет.

В этом контексте ласточка – баллистическая ракета «земля – воздух – небо», в которую превращается человек. Отсюда и война. Та самая, которая разметала по небу осколки. Она не только связана со страданием, но может соотноситься и с праздником, радостью и процветанием. Она связана с устремлениями, целеполаганием, достижением желаемого – победой, преодолением ограниченности. Цель – «пробить сквозь облака и пробить купол звёздного неба».

Так преодолевается замкнутость, ограниченность – дурная бесконечность сюжетного повтора траекторий. Всё для того, чтобы стать «звездой» – дыркой в небосводе, оставшейся после удачного попадания, открывающей путь «в сияние вечности». Чтобы оставить свой след музыкой – запечатлённой памятью о том полёте. Геометрией упорядоченности нотного стана. Звёзды ведь традиционно воспринимались в качестве вместилища душ умерших. Или своеобразной небесной улучшенной копией, дублем земного человека. Его судьбой. Практически как в классическом рубцовском стихотворении «В горнице».

Всё это противостоит дискретности, ощущению бесцельности жизни, состоящей из случайного набора спорадических эпизодов и не имеющей сквозного сюжета, а также глухой к рифмам. Подобное восприятие приводит к полному отрицанию и переводу всего сущего в формат мнимостей: «...и меня нет. Никакого меня нет. И тебя нет. Никакого нет. Нас тут нет». Но небо и ласточки. Свои ласточки. Свидетельствуют об ином. Кажущаяся спорадической траектория полёта – разгон, чтобы пробить небо, обозначить новую звезду. К этой точке по траектории «земля – воздух – небо» и свёртывается роман, оставляя после себя музыку. С ней и сам автор набрал должную для себя высоту, долгожданную.


Тэги: Андрей Рудалв
Обсудить в группе Telegram

Андрей Рудалёв

Андрей Геннадьевич Рудалёв родился в Северодвин... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • О женихах Пенелопы

    10.08.2022
  • Эстафета второго шанса

    08.06.2022
  • Разрыв паутины

    13.04.2022
  • Хранитель отечественного света

    16.03.2022
  • Анархизм вольного человека

    02.02.2022
  • Ура-человек

    41 голосов
  • Воплощённое чудо

    36 голосов
  • Хранитель отечественного света

    35 голосов
  • Обретая родство и пространство

    33 голосов
  • Волеизлучение Фёдора Абрамова

    30 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS