Об опыте духовного и нравственного переживания
Более 630 работ из более чем 120 городов и сёл России было прислано на конкурс творческих работ, прошедший в рамках «Петербургского читательского форума». Основной диапазон авторов – от 5-го до 11-го класса. При существующей много лет тенденции к сокращению всего творческого и выходящего за рамки целей подготовки к ЕГЭ эта тенденция не может не радовать.
Мы попытались конкретизировать проблему, над которой предложили поразмышлять школьникам: от вопросов, заданных человечеству, – к вопросам, которые они задали себе.
Материалом для размышлений школьников на тему «Над чем меня заставила задуматься прочитанная книга о войне» стали произведения советской классики. Свои мысли и чувства от прочитанных работ школьников о войне мы воплотили в трёх сюжетах.
Сюжет первый. От установки до воплощения, от вступления – к финалу.
Путь первый.
Ученица 8-го класса.
Начало сочинения. Война… Как много в этом слове для сердца русского слилось.
Финал сочинения. Приведу другой пример. <…> (95 слов)
Герои произведений В. Астафьева и В. Кондратьева не могут не вызывать восхищения и гордости за русского солдата, способного в бесчеловечных условиях войны остаться человеком и победить зло. (25 слов)
Всего в сочинении – 368 слов.
На примере подобных работ мы видим, как легко вписывается в заданный шаблон совсем «не лёгкая» тема. Такие работы явно свидетельствуют о том, что «подготовка к итоговому сочинению» уже началась: заготовки примеров, подсчитанные слова…
Путь второй.
Ученица 11-го класса.
Начало сочинения. Нам светит яркое солнце, над нами – мирное голубое небо. И сейчас немного сложно представить, как тогда молодые парни и девушки – наши прадедушки и прабабушки – шли на фронт, шли защищать свою родину, шли бороться за наше светлое будущее...
Финал сочинения. Перечитывая повесть «Это мы, Господи!..», я... задумалась о том, как мы живём, на что мы способны <…>.
И хочется сказать: «Это мы, Господи! Это мы просим тебя о помощи в наше трудное время!..»
Работа с личностным отношением, путь к теме – от современной жизни к саморефлексии, к постановке не бытовых, а бытийных вопросов. Путь поиска сопряжения поколений и исторических эпох, проецирования литературной ситуации на своё время и свою жизнь.
Путь третий.
Ученик 10-го класса.
Начало сочинения. Недавно учительница по литературе предложила нам прочесть произведение Булата Окуджавы «Будь здоров, школяр». Ребята стали расспрашивать учительницу об авторе. Но мне эта фамилия была знакома... Но кроме того, что Булат Окуджава – бард, я о нём ничего не знал. И вот вечером я взял планшет, сел в уютном кресле и стал читать книгу о войне без прикрас.
Финал сочинения. Я прочёл повесть, за окном мирно спал город, а мне не хотелось спать. Я всё думал и думал почти о своём ровеснике, как он мёрз зимой в ботинках на картонной подошве, как больше всего на свете ему хотелось спать, как хотелось любить.
Мне захотелось почитать произведения тех писателей, кто сам прошёл дорогами войны, кто пишет о войне настолько просто, что становится страшно, что пережили люди.
Очень искренняя работа. Это путь самостоятельного открытия. Чтение, открывающее ученику по-новому жизнь, людей и самого себя. Простые слова, серьёзные мысли и подлинные чувства. Читая подобные работы, я размышляла о том, как трудно сегодня пробраться сквозь завесу праздничного глянца. Да, перевоплощение в Другого невозможно, но важно и можно обрести причастность через установку на Другого. Необходим опыт духовного и нравственного переживания. И здесь не работают технологии, здесь дышат почва и судьба.
Сюжет второй. По строчкам школьных сочинений.
«Чем же объяснить, что прошло уже много лет, как мы победили, а мы вновь и вновь обращаемся к военной теме? Видимо, существует какая-то общественная, нравственная потребность...»
«Иногда просыпаешься от тишины... Мысли теснятся в голове. Откуда? Зачем?.. Я обычная ученица 11-го класса, иду в школу тёмной зимней улицей. Снежинки пролетают и тают у меня на ресницах. Вроде всё, как всегда, но образ той обычной девушки Марии не выходит из мыслей. Ведь она так же, как я, ходила по земле, радовалась своей любви, своей молодости и мечтала о счастье, но война всё перечеркнула».
«…мы должны помнить, что наше поколение последним видит живыми ветеранов».
«Родину нельзя выбрать. К ней можно лишь прикипеть всем сердцем, проникнуться величайшей и светлой безграничной любовью – любовью на всю жизнь.
Но мало любить Отчизну лишь в мыслях. Только тот, кто делает всё для процветания родной страны, для её славы, не жалеет сил ради её свободы, кто готов защищать её границы, кто уважает её идеалы, знает историю, традиции, культуру, кто бережно лелеет родной язык, – только этот человек достоин высокого звания патриота».
У каждого поколения свои испытания: временем ли – безвременьем, голодом – сытостью, пленом – свободой. Лет двадцать пять назад читать о Родине написанные сочинения было так привычно и естественно. Теперь этого опыта у нас всё меньше, и оттого, быть может, сказанное искренне слово ученика о людях, Родине и своих чувствах для нас всё дороже.
Сюжет третий. О чём меня заставили задуматься работы школьников о войне?
О том, что, исключив системную работу над сочинением из практики школьного литературного образования, мы меньше стали знать своих учеников и меньше стали сами рефлексировать не только над прочитанным, но и над своей педагогической деятельностью.
О том, что «технологизация» написания сочинения и упаковка мыслей и чувств в формат ЕГЭ дали свои жуткие плоды. Родились симулякры чувств и мыслей, упакованные в шаблоны «тезис–аргументы–вывод» и требуемое количество слов.
О том, что путь ученика к искренним, самостоятельным мыслям и чувствам нужно прокладывать с детства, развивать потребность в размышлении над прочитанным, в установке на Другого, потребность в оформлении мыслей и чувств словами.
О том, что жива в нас, учителях и учениках, потребность в высоком, что нам нельзя жить без Родины, как нельзя жить без сердца, что не порвалась связь времён и есть живые связующие нити между нашими поколениями.