Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 24 июня 2015 г.

Потребность в высоком

Выпуск 5 (16)

24 июня 2015

Об опыте духовного и нравственного переживания


Более 630 работ из более чем 120 городов и сёл России было прислано на конкурс творческих работ, прошедший в рамках «Петербургского читательского форума». Основной диапазон авторов – от 5-го до 11-го класса. При существующей много лет тенденции к сокращению всего творческого и выходящего за рамки целей подготовки к ЕГЭ эта тенденция не может не радовать.


В конкурсах сочинений по произведениям о Великой Отечественной войне приняли участие 194 школьника, то есть каждый третий выбрал именно военную тему. Повлияли активно проводившиеся мероприятия, посвящённые юбилею Победы? Или это оживление и прорастание в нас лучшего, подлинного, настоящего? Того, что объединяет с великой историей и культурой? Гордость за сопричастность исторической судьбе народа-освободителя, за то, что просто живём на этой земле и зовём её своею?..

Мы попытались конкретизировать проблему, над которой предложили поразмышлять школьникам: от вопросов, заданных человечеству, – к вопросам, которые они задали себе.

Материалом для размышлений школьников на тему «Над чем меня заставила задуматься прочитанная книга о войне» стали произведения советской классики. Свои мысли и чувства от прочитанных работ школьников о войне мы воплотили в трёх сюжетах.

Сюжет первый. От установки до воплощения, от вступления – к финалу.

Путь первый.

Ученица 8-го класса.

Начало сочинения. Война… Как много в этом слове для сердца русского слилось.

Финал сочинения. Приведу другой пример. <…> (95 слов)

Герои произведений В. Астафьева и В. Кондратьева не могут не вызывать восхищения и гордости за русского солдата, способного в бесчеловечных условиях вой­ны остаться человеком и победить зло. (25 слов)

Всего в сочинении – 368 слов.

На примере подобных работ мы видим, как легко вписывается в заданный шаблон совсем «не лёгкая» тема. Такие работы явно свидетельствуют о том, что «подготовка к итоговому сочинению» уже началась: заготовки примеров, подсчитанные слова…

Путь второй.

Ученица 11-го класса.

Начало сочинения. Нам светит яркое солнце, над нами – мирное голубое небо. И сейчас немного сложно представить, как тогда молодые парни и девушки – наши прадедушки и прабабушки – шли на фронт, шли защищать свою родину, шли бороться за наше светлое будущее...

Финал сочинения. Перечитывая повесть «Это мы, Господи!..», я... задумалась о том, как мы живём, на что мы способны <…>.

И хочется сказать: «Это мы, Господи! Это мы просим тебя о помощи в наше трудное время!..»

Работа с личностным отношением, путь к теме – от современной жизни к саморефлексии, к постановке не бытовых, а бытийных вопросов. Путь поиска сопряжения поколений и исторических эпох, проецирования литературной ситуации на своё время и свою жизнь.

Путь третий.

Ученик 10-го класса.

Начало сочинения. Недавно учительница по литературе предложила нам прочесть произведение Булата Окуджавы «Будь здоров, школяр». Ребята стали расспрашивать учительницу об авторе. Но мне эта фамилия была знакома... Но кроме того, что Булат Окуджава – бард, я о нём ничего не знал. И вот вечером я взял планшет, сел в уютном кресле и стал читать книгу о войне без прикрас.

Финал сочинения. Я прочёл повесть, за окном мирно спал город, а мне не хотелось спать. Я всё думал и думал почти о своём ровеснике, как он мёрз зимой в ботинках на картонной подошве, как больше всего на свете ему хотелось спать, как хотелось любить.

Мне захотелось почитать произведения тех писателей, кто сам прошёл дорогами войны, кто пишет о войне настолько просто, что становится страшно, что пережили люди.

Очень искренняя работа. Это путь самостоятельного открытия. Чтение, открывающее ученику по-новому жизнь, людей и самого себя. Простые слова, серьёзные мысли и подлинные чувства. Читая подобные работы, я размышляла о том, как трудно сегодня пробраться сквозь завесу праздничного глянца. Да, перевоплощение в Другого невозможно, но важно и можно обрести причастность через установку на Другого. Необходим опыт духовного и нравственного переживания. И здесь не работают технологии, здесь дышат почва и судьба.

Сюжет второй. По строчкам школьных сочинений.

«Чем же объяснить, что прошло уже много лет, как мы победили, а мы вновь и вновь обращаемся к военной теме? Видимо, существует какая-то общественная, нравственная потребность...»

«Иногда просыпаешься от тишины... Мысли теснятся в голове. Откуда? Зачем?.. Я обычная ученица 11-го класса, иду в школу тёмной зимней улицей. Снежинки пролетают и тают у меня на ресницах. Вроде всё, как всегда, но образ той обычной девушки Марии не выходит из мыслей. Ведь она так же, как я, ходила по земле, радовалась своей любви, своей молодости и мечтала о счастье, но война всё перечеркнула».

«…мы должны помнить, что наше поколение последним видит живыми ветеранов».

«Родину нельзя выбрать. К ней можно лишь прикипеть всем сердцем, проникнуться величайшей и светлой безграничной любовью – любовью на всю жизнь.

Но мало любить Отчизну лишь в мыслях. Только тот, кто делает всё для процветания родной страны, для её славы, не жалеет сил ради её свободы, кто готов защищать её границы, кто уважает её идеалы, знает историю, традиции, культуру, кто бережно лелеет родной язык, – только этот человек достоин высокого звания патриота».

У каждого поколения свои испытания: временем ли – безвременьем, голодом – сытостью, пленом – свободой. Лет двадцать пять назад читать о Родине написанные сочинения было так привычно и естественно. Теперь этого опыта у нас всё меньше, и оттого, быть может, сказанное искренне слово ученика о людях, Родине и своих чувствах для нас всё дороже.

Сюжет третий. О чём меня заставили задуматься работы школьников о войне?

О том, что, исключив системную работу над сочинением из практики школьного литературного образования, мы меньше стали знать своих учеников и меньше стали сами рефлексировать не только над прочитанным, но и над своей педагогической деятельностью.

О том, что «технологизация» написания сочинения и упаковка мыслей и чувств в формат ЕГЭ дали свои жуткие плоды. Родились симулякры чувств и мыслей, упакованные в шаблоны «тезис–аргументы–вывод» и требуемое количество слов.

О том, что путь ученика к искренним, самостоятельным мыслям и чувствам нужно прокладывать с детства, развивать потребность в размышлении над прочитанным, в установке на Другого, потребность в оформлении мыслей и чувств словами.

О том, что жива в нас, учителях и учениках, потребность в высоком, что нам нельзя жить без Родины, как нельзя жить без сердца, что не порвалась связь времён и есть живые связующие нити между нашими поколениями.

Тэги: Русский язык Филология Сочинение
Обсудить в группе Telegram

Елена Ядровская

Елена ЯДРОВСКАЯ, доктор педагогических наук, пр... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Негоже русскому языку бояться женского рода

    25.11.2023
  • В поддержку русского языка

    07.11.2022
  • Великий и могучий не нужен?

    27.08.2022
  • Язык в цифровую эпоху

    29.04.2022
  • Чем плоха мова

    27.01.2022
  • Так ли уж не прав «дилетант»?

    999 голосов
  • Бедный, бедный Уильям

    902 голосов
  • Провокация против немецкой славистики

    504 голосов
  • Мина, заложенная Максом Фасмером

    445 голосов
  • Чужой „маленький Париж“

    70 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS