Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 31 августа 2021 г.
Искусство Культура

Появится ли свет при конце света?

Роберт Стуруа сближает Беккета с Шекспиром

31 августа 2021
«Конец игры»: лица и судьбы

Роберт Стуруа – режиссёр, не любящий комнатных пространств. Подмостки для него – повод взглянуть на мироздание, а сцене придать впечатляющий размах, словно за её пределами не кулисы, а бескрайние поля, горы, смыкающиеся с небом. Отчасти поэтому Шекспир – его родной драматург, да и Брехта, когда он обращался к пьесам немецкого драматурга, Стуруа подтягивал к великому автору. На этот раз Стуруа ставит Беккета, сближая отчасти с Шекспиром.

В Москву Театральный фестиваль им. А.П. Чехова привёз из Тбилиси спектакль по пьесе Сэмюэла Беккета «Конец игры» (премьера 2020 года, Национальный театр им. Шота Руставели).

Стуруа и здесь если не во всём игнорирует пространственные ремарки ирландского абсурдиста, то всё равно размашисто переиначивает. Комната в спектакле не вполне комната. Режиссёр не только лишает замкнутости декорацию (художник Мирон Швелидзе), но и снова создаёт этот эффект «продления» пространства: за вратами, поставленными посередине сцены, мерещатся пусть мрачные, но горизонты. Впрочем, врата эти уже ни к чему. Сюда никто не войдёт и никто не выйдет. И даже скульптурный ангел не сможет ни напугать, ни осчастливить. Остатки былой роскоши всё равно сохраняют какую-то особую красоту – красоту уязвимости.

Кто они – эти четыре человека? По сюжету: Хамм и Клов – хозяин и слуга, Нагг и Нелл – родители Хамма. Но ещё весь квартет – актёры. У Беккета остаётся, возможно, осознанная неясность, смущение читателя: то ли герои играют в конец света, то ли конец света пришёл, и потому они играют. Но что предельно однозначно для пьесы, так это финал драматургического эндшпиля ирландского драматурга – конец игре. Какой и чьей игре: Бога с человеком, человека с предначертанной судьбой или игра – лишь заменитель небытия, впрочем, не уберегающий от одного – неизбежности смерти?

Хамму и Клову, кажется, играть не впервой, причём в их репертуаре не только пьеса, которую пишет Хамм на ходу, а Клов подхватывает драматургические ловушки, расставленные партнёром, и доигрывает авторские предложения хозяина. Судя по тому, как они одеты, у этого сценического дуэта есть свой гардероб. Воротник-раф (гофрированный вокруг шеи), впрочем, давно не стиранный, обвивает шею слуги Клова. Хозяин Хамм прикован к инвалидной коляске, но его костюм обеспечивает ему роль злодеев-лицедеев. Смело могли бы разыграть «Ричарда III» или что-нибудь из Брехта. Хозяин одет в чёрный костюм, пиджак с атласными бортами, белую рубашку с жабо. Белые же цветок в петлице и платок, которым то накрывается, то срывает с лица Хамм, то словно взмахивает им, объявляя, что сдаётся, довершают сценический костюм. Впрочем, гардероб этот что у того, что у другого помятый, несвежий. На Хамме – чёрные очки слепого. А временами он напоминает ведущего кабаре в немецком духе. Родители Хамма, запертые в мусорные баки, то и дело высовывают свои набелённые лица, добавляя в спектакль трагическую эксцентрику. Отца Нагга играет Леван Берикашвили, а мать Нелл – Нана Пачуашвили.

konecigry450x300-2.jpg

Хозяин и слуга ведут диалоги, полные драматизма и вместе с тем взаимного сарказма:

Клов. Почему ты меня держишь?
Хамм. Больше никого нет.
Клов. Больше негде быть.

Они ждут конца света, Судного дня, впрочем, о котором, возможно, возвестят не трубы ангелов, а старый будильник.

Сам Р. Стуруа словно удивляется апокалиптической актуальности текста, звучащего сегодня почти на злобу дня, хоть и написанного в середине прошлого века. Действительно, в этом убеждаешься и сам, когда слышишь такой диалог:

Хамм. Природа позабыла о нас.
Клов. Природы больше нет.
Хамм. Природы нет! Ты преувеличиваешь.
Клов. Во всяком случае, в ближайших окрестностях.

Впрочем, режиссёр пусть скупо, но театрализует Беккета. Актёры выходят, чтобы играть не мрачный абсурд классика, а ехидную импровизацию Хамма. Иногда их охватывает сценический кураж, и в спектакль естественным образом входит немецкое кабаре в духе Брехта. В этом эпизоде Хамму уготованы роль диктатора и сентенция, что свобода с порядком не уживается.

Грузинский театр и грузинские актёры любят размах, масштаб. Между ними и небом нет посредников. Они словно знают, что на них взирает Господь здесь и сейчас. И такая сложная вертикаль с лёгкостью и изяществом берётся артистами. Хамм Давида Уплисашвили издевается над небесами, обнажая свои пороки, но не оправдания себе он ищет, а обретения высших смыслов, которых не находит. А коли так, то этот незримый диалог ведётся им без почтения, но и без оскорбления, без бунта. Слепой Хамм выдаёт саркастические сентенции, словно с Господом распивает «Киндзмараули». Клов Гоги Барбакадзе – глубокий неврастеник, да и трудно таковым не стать, существуя, вероятно, давно в партнёрстве с Хаммом. Слуга отягощён предопределением быть при хозяине, но в этой игре чем больше оборотов набирает лицедейство каждого, тем яснее одно: они обречены друг на друга. Задёрганный, доведённый до гомерического равнодушия Клов наносит свои умелые психологические удары Хамму. Однако хозяин почти всегда одерживает верх, поскольку хочет быть услышанным Всевышним. Не ради прощения, без покаяния Хамм выворачивает изнанки бытия, в котором есть только одна бесспорность – смерть.

Р. Стуруа подводит к этой мысли: умирание всего живого вокруг поглотит и этих двух лицедеев.

Но неужели конец всему сущему придёт?

Ясное прекрасное ночное небо взирает на землю в финале спектакля. Лёгкий занавес, который колышет ветер, задёргивает финал игры Хамма и Клова. Но Р. Стуруа не хочет ставить такой точки. Перед этим колышущимся занавесом появляется ребёнок с Библией. Ему будет суждено заново начать поиски света и веры.

Ольга Галахова

Тэги: Театральная площадь Ольга Галахова
Обсудить в группе Telegram

Ольга Галахова

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Царство детского творчества

    25.04.2025
  • Из «Папиных дочек» к Джульетте

    24.04.2025
  • Чайкой в небе тоска

    17.04.2025
  • Несчастливые дни

    02.04.2025
  • Актёр и гражданин

    21.03.2025
  • Дыхание как искусство жизни

    1121 голосов
  • Творцы судеб

    547 голосов
  • Живая классика

    159 голосов
  • Марк Варшавер с расширенными полномочиями

    104 голосов
  • Любовь вне хронотопа

    100 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS