Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управление подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.
Искусство

Поют Достоевского

01 января 2007

СиDи И СЛУШАЙ

Я побывала на презентации оперы «Преступление и наказание». Именно презентации, а не премьеры.
Поясню, в чём разница.
Опера, создававшаяся такой «могучей кучкой», как Эдуард Артемьев (композитор), Андрей Кончаловский и Марк Розовский (либретто), Юрий Ряшенцев (стихи) и, наконец, Александр Вайнштейн (продюсер), пока не стала спектаклем: она записана на плёнку, которую собравшиеся и прослушали.
Отчего же так, учитывая громкий набор имён?
Создатели оперы говорили, что на её постановку нужны деньги и ещё раз деньги, так что хорошо, что опера явилась слушателю хотя бы в таком виде.
«От первых музыкальных эскизов в 1979-м до издания CD... прошло 28 лет», – пишет в буклете к диску Э. Артемьев. «Напряжённость этого труда побила все рекорды», – добавляет
Ю. Ряшенцев. Продюсер же А. Вайнштейн шутит, что «неосуществление» столь масштабного проекта хоть в какой-то художественной форме «было бы преступлением и наказанием одновременно».
Только ленивый не заметит растущего ныне интереса к Достоевскому. Не так давно нас буквально ошеломил «Идиот» В. Бортко. Планируется к выходу новая 8-серийная версия «Преступления и наказания». И вот – достоевская опера. Казалось бы, писатель, предсказавший все катаклизмы XX века, был нужен именно этому веку. Но вот на дворе век XXI, а мы по-прежнему (точнее, по-новому) открываем для себя Достоевского.
Рискну предположить, что сегодня он не то чтобы нам нужнее, – он нужен нам по другим причинам.
Если XX век был веком «победивших бесов», сверхчеловеков, «кастетом кроившихся у мира в черепе», то век XXI, по всему, желает быть веком «маленьких людей», заботящихся только о собственном благополучии и равнодушных к судьбам окружающих. Но тем нужнее нам Достоевский, что его герои бьются над решением «проклятых» вопросов,и, кем бы мы не хотели быть в этом мире, нам нужно искать на них ответы, потому что вопросы эти – вечные.
Интересно, что на наших глазах происходит активный «перевод» Достоевского на языки других видов искусства – очевидно, потому, что искусства эти более демократичны, чем классическая литература.
Как выразилась в своём письме артисту Евгению Миронову одна школьница: «Я не люблю Тургенева, но Ваш князь Мышкин мне понравился…»
В современном искусстве настоятельно ощущается отсутствие положительного героя (в самом деле: не могут же бандиты, с одной стороны, и менты – с другой занять его место). И вот он нам мерещится то в болезненном князе Мышкине, Христе русской литературы, то в убийце Раскольникове, который подсознательно, как выразился один философ, «упирается во Христа» (а может, отталкивается, но, во всяком случае, имеет Его в виду), ибо убивает-то из желания переделать несправедливо устроенный мир, из любви к людям. Раскольников вполне мог бы сказать о себе словами Радищева: «Я взглянул окрест меня – душа моя страданиями человечества уязвлена стала».
В опере же он говорит: 

Ваш Божий мир
так нищ, убог,
И нравы в нём подлы,
подлы законы!


Или: 

Когда листва
ложится ниц
в сыром луче луны,
и столько всюду
бледных лиц,
как будто все больны.


Пронзительно звучит диалог Раскольникова (Владимир Ябчаник) и Сони (Наталья Сидорцова).

Что же ты сделал,
Другого губя?
Кто же на свете
Несчастней тебя! –
вопрошает блудница.

Но, если Лазарь
встал во тьме –
воскреснет личность
и во мне, –
отвечает «убивец».
 

Опера, естественно, охватывает собой не целый роман: нет в ней некоторых сюжетных линий (например, Дуни и Свидригайлова), некоторых героев (Лизаветы и Лужина). В опере, по сути, представлен один сюжет: Раскольников – Соня. Но как хорош в ней, к примеру, Порфирий (Юрий Мазихин), дразнящий Раскольникова:

Каравай, каравай,
кого хочешь выбирай!
Каравай, каравай,
кого хочешь убивай!
А?


Или хор шарманщиков – собирательный образ «униженных и оскорблённых»: 

Отдай в заклад
часы, колечки,
Ох, злое дело ты, нужда:
Сколь много духу
в человечке,
А всё ж без пишщи
никуда!
 

(так в тексте. – И.К.)

К сожалению, в статье не процитируешь музыку, о которой, в частности, присутствовавший на презентации министр культуры Александр Соколов сказал, что она представляет собой «ряд кульминаций», а Игорь Волгин – один из главных наших специалистов по Достоевскому – подчеркнул: «Музыка Артемьева – с его громадным диапазоном от шарманки до симфонии – и стихи Ряшенцева удивительно совпали с внутренней тональностью романа, создали тот художественный сплав, который больше, чем интерпретация: это, конечно, сотворчество».
Когда – ещё при жизни великого писателя – у него спрашивали, не хочет ли он «извлечь» из «Преступления и наказания» драму, Достоевский ответил, что взял за правило «никогда таким попыткам не мешать».
Слава богу, авторам оперы «Преступление и наказание» никто и ничто не помешало воплотить свою мечту. Хорошо, если бы теперь кто-нибудь помог довести задуманное до конца – явить миру полноценный спектакль.
Впрочем, они настроены оптимистично. Как сказал один из авторов либретто М. Розовский: «Теперь, после этой записи, остаётся ждать главного – постановки оперы на подмостках театра. Безумные идеи воплощаются!»
Ну что ж: безумство храбрых – вот мудрость жизни. 

Инна КАБЫШ

Обсудить в группе Telegram

Инна Кабыш

Инна Александровна Кабыш (род. 28 января 1... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Карандаш и альбом для Ильи Репина

    09.03.2024
  • Мост дружбы с Британией, или «Фестиваль грёз» под эгидой мэрии Сочи

    07.12.2023
  • Практическая психология Вячеслава Долгачёва

    07.07.2023
  • Алфавит тишины

    06.07.2023
  • Покоритель оперного Олимпа Сергей Романовский

    05.07.2023
  • Юрий Башмет: «Спасаем вокруг себя ближних!»

    10230 голосов
  • Прелюдия к концерту бытия...

    7453 голосов
  • Ангелина Вовк: «Песни завтрашнего дня – о счастье!»

    2623 голосов
  • Возрождение «Страны детства» – с весны надежд!

    2602 голосов
  • Бремя Платонова

    2370 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Интервью Событие Утрата Сериал Новости Театральная площадь Век Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
  • Пользовательское соглашение
  • Обработка персональных данных
ВКонтакте Telegram YouTube RSS