Нельзя сказать, что он до настоящего времени совсем уж был обделён вниманием властей. В стране с 2011 года работает федеральная целевая программа развития туризма: закупаются комфортабельные автобусы, строятся современные гостиницы, появляются уютные кафе. Но важен не только комфорт. Несколько лет назад слышала сетования опытного экскурсовода, что иностранцы, которых он возит по Золотому кольцу, очень быстро начинают вздыхать: «Опять церковь смотреть, опять в музей…» Нужно придумать, что показывать, чем развлекать, чем заинтересовать, как пробудить чувства. Для решения этой задачи тоже нужны финансовые вложения, но главное здесь – всё же идеи, энтузиазм, увлечённость.
В последние годы строится много туристско-познавательных и развлекательных комплексов. Их опыт ценен и интересен, но хорошо разработанная концепция не всегда совпадает с реальным воплощением. С 2006 года в Калужской области, недалеко от старинного города Боровска, работает туристско-просветительский центр «Этномир». Есть здесь русское подворье, украинский и белорусский хутора, уголки стран Центральной и Южной Азии и т.д. Концепция комплекса утверждает, что «этнодворы» – это аутентично воссозданные островки культуры, которые должны познакомить посетителей с архитектурой, обычаями, укладом жизни того или другого народа.
На русском подворье стояли избы различных регионов России. Точнее, якобы избы. Утруждать себя перевозкой реальных построек или хотя бы их воспроизведением в соответствии с традициями русского деревянного зодчества здесь не стали. Конёк крыши изображала прибитая дощечка, такие же дощечки на концах стропил изображали курицы. В культуре русского быта, которую вроде бы представляет «Этномир», гвоздями ничего не прибивали. Конёк – это обработанное мастером корневище дерева, на которое опираются стропила крыши. Можно, конечно, отмахнуться: «Какая разница, конёк и конёк». Но таких «мелочей» в «Этномире» много. И как же тогда быть с аутентичной культурой?
Основная целевая группа посетителей – дети и подростки. Их прежде всего надо знакомить с культурой и традициями. Да, такое знакомство часто начинается с бутафории, но не хотелось бы, чтобы этим оно и завершилось. Удивил «Этномир» и другим. В интерьере его домов причудливо смешались старинные предметы и новодел. Экскурсовод с гордостью объяснила, что принцип их комплекса: всё можно потрогать и опробовать. Но были там вещи, к которым прикасаться явно не стоило, их надо хранить в музейных витринах с устойчивым микроклиматом. Избы же были довольно холодными и сырыми.
У порога одного из домов, прислонённая к стене, стояла деревянная скульптура. Была она, судя по всему, деталью распятия, венчавшего когда-то большой резной иконостас. Из-под лестницы выглядывал наполовину засыпанный стружками и снегом остов старинного возка. Тканевая и кожаная обивки погибли, но металлические и деревянные детали сохранились неплохо. И скульптура, и возок явно нуждались в заботливых руках реставраторов и бережном хранении.
Обвинять владельцев комплекса в утилитарном отношении к экспонатам трудно, хранить раритеты – не их задача. Здесь должны подключиться музейщики. Но есть ли у них заинтересованность и ресурсы для мониторинга ситуации со старинными вещами, выкупа их, реставрации, хранения?..
Завершающий аккорд путешествия в «Этномир» был просто смешным. Я уже торопилась к автобусу, когда у кочевой юрты меня остановило какое-то несоответствие. Здесь стояла небольшая скульптура Ходжи Насреддина с осликом в поводу. Я подумала, было, что несоответствие – это снег, в котором утопали по колено осёл и его хозяин. Но нет, тут же поняла, что дело в другом: Ходжа Насреддин тащил осла, чрезвычайно похожего на персонаж мультфильма «Шрек». Через несколько минут наткнулась на Михайло Ломоносова, прижимающего к груди современную высотку Московского университета…
Впрочем, были в «Этномире» и более радостные открытия. На белорусском подворье работал замечательный гончар. Можно было и самому попробовать создать что-то, и расспросить о названиях и предназначении различных глиняных горшков, плошек, кувшинов. На «гумне» (есть в «Этномире» такая концертно-выставочная площадка) несколько молодых людей рассказывали о древних музыкальных инструментах, об археологических находках и изучении старинных рукописей, о своих попытках воспроизвести древние инструменты, извлечь аутентичные звуки.
Подумалось, что, несмотря на всю неоднозначность моих впечатлений, хорошо, что в России появляются подобные туристические объекты, безусловно, их следует строить и развивать. Здесь:
– знакомят посетителей с культурой страны;
– предоставляют талантливым мастерам площадку, на которой они могут показать своё искусство;
– дают возможность туристу самому попробовать что-то сделать, испытать себя, пробуждают в человеке потенциал творчества;
– дают заработок местному населению и приносят прибыль региону.
Хотелось бы только, чтобы руководители таких центров бережнее относились к аутентичной культуре. Подобные примеры, к счастью, тоже есть.
Мне очень понравился Город мастеров, который выстроили на берегу Волги в Городце. Там сразу понимаешь, что не перевелись мастера на русской земле. Современный резчик выполнит деревянный узор не хуже, чем его далёкие предки. Покажут и городецкую роспись, и городецкое золотное шитьё, и другие традиционные ремёсла. На мастер-классе можно самому вылепить глиняную свистульку или нарисовать традиционный городецкий узор. Ну а уникальные старинные вещи – деревянная резьба, расписные ларцы, вышитые шали и многое другое – занимают своё место в многочисленных музеях Городца (и в домах старожилов).
Если выездной туризм – это показатель скорее экономического благосостояния людей, то внутренний во многом отражает их духовное состояние, увлечённость, любовь к своему краю, традициям своего народа. Речь идёт и о самих туристах, которые выбирают для отдыха просторы России, и о тех, кто работает в этой отрасли, и о множестве других людей, напрямую, казалось бы, не связанных с туризмом.
Знаю молодую московскую семью, которая решила не строить себе новый дом, а купить и восстановить в первозданном виде какой-нибудь старый особняк. Поиски привели их в маленький городок Брянской области. Старинный дом местного купца-фабриканта с покосившейся башенкой, обветшалой деревянной резьбой и протекающей крышей получил шанс выжить, украшать своим необычным стилем городок, привлекать красотой любопытствующих. Великолепную усадьбу Знаменское-Раёк в Тверской области тоже стали чаще посещать туристы, после того как у неё появился хозяин, началась реставрация, была приведена в порядок территория.
В одном из городецких музеев смотрительница обратила моё внимание ещё на одного интересного человека. Я хотела узнать, почему нет подписей под некоторыми экспонатами, а в ответ услышала: «Не успели сделать, он всё носит и носит». «Он» оказался прокурорским работником из Нижнего Новгорода, и большинство экспонатов в зале принадлежало ему.
Увлечённых людей, которые готовы тратить свои деньги, время, силы и энергию на сохранение и возрождение красоты, на то, чтобы сделать эту красоту доступной, поделиться с людьми своей любовью к родной земле, её истории и культуре, в России много. Возможно, в своей работе они будут допускать какие-то промахи и ошибки, но это поправимо. Как говорит русская пословица, «не ошибается тот, кто ничего не делает». Они делают, за что всем им большое спасибо.