Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управление подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.

Позвольте детям приходить к ней

01 января 2007

ДНЕВНИК УЧИТЕЛЯ

Инна КАБЫШ

Меня уже тошнит не только от слова «ЕГЭ», но и от слова «литература» (в значении школьного предмета): столько приходится говорить, писать, выступать по этому поводу. В последний раз (это было на радио «Культура») я чуть было не дала себе слово никогда не говорить на эту тему. Но вовремя вспомнила народную мудрость: «Никогда не говори никогда»!

Народ – как почти всегда – оказался прав, и вот я опять пишу о литературе в школе.

Не потому, что больше не о чем, а потому, что услышала нечто, о чём, перефразируя классика, не могу смолчать.

Я никогда не была столь наивной, чтобы полагать, что граница противостояния проходит между глупыми (или сознательно действующими во вред) чиновниками и обожающими свой предмет учителями-словесниками. И чиновники, и учителя есть и «хорошие», и «разные». Но в целом картинка всё-таки вырисовывалась такая: чиновники (со всеми нюансами) – за отмену литературы, учителя (опять-таки со всеми нюансами) – против. Однако в ходе дискуссий, участницей которых мне пришлось стать, я услышала две точки зрения, которые меня насторожили и, собственно, и заставили взяться за перо. Обе – учительские.

Первую точку зрения, как теперь принято говорить, озвучила коллега из провинции, заявившая, что, на её взгляд, очень хорошо, что литературу сдавать теперь не обязательно. А станет ещё лучше, если её не будут проходить в школе вовсе.

Чем аргументировала? Тем, что русская литература слишком сложна. Бедные дети! Ну что они могут понять во взаимоотношениях Татьяны и Онегина, Печорина и Веры, Наташи Ростовой и Болконского, не говоря уж о Григории Мелехове с его Аксиньей и Натальей и Юрия Живаго с его Ларой и Тоней!

И это, справедливо заметила сердобольная учительница, только любовные линии великих романов, в которых полно и других – социальных, нравственных, религиозных и философских – вопросов! По силам ли это детям? На уроках, выдвинула она конструктивное предложение, я бы просто читала небольшие по объёму и несложные по содержанию тексты, а о нашей классике сказала бы детям так: вот вырастете – тогда и прочтёте…

Напоминает рекламный слоган: «Вот будут у вас собственные дети, тогда и поговорим». Но, боюсь, не только его. Один из героев Достоевского, считая людей «слабосильными жалкими детьми», даёт им – очевидно, тоже небольшие по объёму и удобоваримые по содержанию – «хлебы» и замалчивает Христа и правду его. И тоже, заметьте, всё исключительно из сострадания. (Удивительно, что учительница, о которой речь, вообще собиралась сказать детям о наличии великой русской литературы: гораздо гуманнее было бы скрыть факт её существования.)

Вторым поразившим меня участником разговора был известный московский учитель-словесник. Умник. Эрудит.

Каково же было моё удивление, когда умник и эрудит заявил, что он тоже искренне рад выводу литературы из числа обязательных школьных предметов. Наконец-то её (наше – ирония моя – бесполезное ископаемое) оставят в покое и можно будет позволить себе роскошь – с небольшим числом избранных, которые имеют склонность к филологии, изучать каждый классический текст действительно как произведение искусства: смаковать все его красоты, глубины и высоты, все эти эпитеты, метафоры, метонимии…

«Не заставляем же мы, – резюмировал мой давний знакомый, – всех разбираться в живописи или балете. Так почему же нужно заставлять всех учить литературу? Ведь её понимание – удел немногих».

Но, во-первых, с некоторых пор (лет уже 15, если не 20) стало понятно, что и в балете с живописью учить разбираться нужно всех. Именно поэтому в школе был введён предмет «Мировая художественная культура», или, попросту говоря, «Искусство». Искусство, как доказали современные психологи (и как, в общем-то, известно испокон веков), помогает формировать у человека эмоциональный интеллект, чувство сопереживания, благодаря которому он может чувствовать и понимать другого.

Во-вторых, литература – при всей моей любви к живописи и балету – искусство особое: она (простите за трюизм!) – искусство слова, роль которого для человека вообще, а для русского в частности трудно переоценить.

Я не против филологии. Но разве литература – только её удел?

Скажите на милость, что значат все эти бесчисленные «друзья, отчизне посвятим души прекрасные порывы», «умом Россию не понять», «уюта нет, покоя нет», «душа обязана трудиться», «нет уз святее товарищества», «быть знаменитым некрасиво»… (продолжать?)?

Это что – цитаты? Афоризмы?

А по-моему, это, если угодно, наш символ веры, а если не угодно – моральный кодекс.

И вы, мой глубокоуважаемый коллега, предлагаете изучать его только избранным? А чем будут жить всю оставшуюся жизнь остальные, не имеющие склонности к филологии?

Не нужно быть филологом, чтобы понять, что «человек не вошь»: поняла же это полуграмотная Сонечка.
Разумеется, я утрирую: мой коллега противится профанации великой литературы. И он прав.

Но на кону стоит, простите за пафос, выживание нации.

Да, и детей жалко, и литературу жалко. Как же свести два эти наши национальные достояния?
Как столь великое и прекрасное вместить в столь малое и неразумное? А знаете, прецедент был!
Когда к одному учителю не пускали детей (очевидно, всё из той же боязни, что дети ещё слишком малы и ничего не поймут), он, помнится, сказал:
«Пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне».
А ведь этот Учитель был не просто словесником – он был Словом.

 

 

Код для вставки в блог или livejournal.com:

Позвольте детям приходить к ней

Меня уже тошнит не только от слова «ЕГЭ», но и от слова «литература» (в значении школьного предмета): столько приходится говорить, писать, выступать по этому поводу.

2009-05-20 / Инна КАБЫШ
открыть
КОД ССЫЛКИ:

Обсудить в группе Telegram

Инна Кабыш

Инна Александровна Кабыш (род. 28 января 1... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Премьера Дата Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии Презентация ЛГ рейтинг Классики
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
  • Пользовательское соглашение
  • Обработка персональных данных
ВКонтакте Telegram YouTube RSS