Мари Москва
Ирина Краева. Мама ангела и другие наивные истории.
– СПб.: Лимбус Пресс, 2025. – 208 с. –1000 экз.
Рассказы и повести Ирины Краевой называют наивными. На самом деле это глубокие философские тексты, таящие в себе квинтэссенцию человеческой драмы, в центре которой стоит женщина, прежде всего мама и бабушка.
Открывает сборник «Мама ангела» – повесть о большой и дружной российско-греческой семье, в одной из ветвей которой бабушка становится мамой четверым детям своего собственного сына. Как же так? Читатель быстро понимает, что этот вопрос совсем не важен, а важно вот что: «На вершине огромной скалы у меня закружилась душа. Обычно говорят: закружилась голова. Но у меня закружилась душа».
Душа читателя кружится вместе с душой рассказчика – впечатлительного юного художника по прозвищу Кисточкин, который вместе с братьями и сестрой навещает своих родственников в Греции. Он переживает за судьбу заболевшей бабушки, размышляет о своём папе-ангеле, готовит удивительную похлёбку Урана и совершает настоящее паломничество.
Да-да, вопросы веры, путь человека к вере, через семью ли, через испытания ли, – одна из красных ниточек, проходящих через все тексты автора. Дети, которые ночью идут к Кресту на Холме, чтобы попросить ангела о помощи бабушке; исповедальное письмо, полученное оперуполномоченным Кипарейкиным от преступника, – эти и другие эпизоды заставляют читателя остановиться, походить несколько дней, поварить новые мысли, вспомнить себя маленьким, своих родителей, своих родственников. А иногда в тексте звучат и совсем неразрешимые вопросы, да ещё и из детских уст, и тогда становится страшно от нашего большого, странного мира…
«Почему же, когда такая красота на Земле, случаются страшные беды и горести? Откуда они берутся? Почему? Как вообще что-то плохое могут совершать люди – даже те, которые видели прекрасное? Как это возможно?»
Рассказ «Баба-яга пишет» представляет собой душераздирающую переписку бабушки и внука из семьи, в которой смешаны самые разные культуры. Мама – русская, папа – индус; бабушка живёт в Москве, а внук – в США, в штате Колорадо. Внук пишет на ломаном русском (и смешно, и грустно), а бабушка ему отвечает до самой своей смерти. Горечь разлуки, столкновение менталитетов – не преграда для любви!
Следующий текст снова удивляет читателя. Автор переключает тумблер мультикультурности и рассказывает о глубочайшей связке матери и сына в чисто русском сеттинге. «Во мне матери больше, чем самого себя», – говорит главный герой повести, блаженный художник Елисей, который пишет только женские образы тётушек, матушек и напоминает о материнском естестве каждой женщины, взглянувшей на его картины…
В глубоких, непростых текстах Ирины Краевой живые добрососедствуют с мёртвыми, а смерть не есть приговор. Автор возносит опыт родительства высоко, намного выше бытового, городского сознания. В этом опыте много служения, молитв, самых разных домов, а главное, много любви – родительской любви и любви к родителям, которая принимает самые разные формы, затухает и разгорается, щемит и ноет, дёргает и душит.
«Мама ангела» не оставит вас равнодушными, главное – не оставит вас прежними. Этот сборник разбудит сердце читателя и заставит сорваться с места и позвонить своим мамам и бабушкам, а лучше приехать, если есть ещё, куда ехать.