Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 12 февраля 2019 г.
  4. № 6 (6678) (13.02.2019)
Литература Библиосфера

Позывные параллельной реальности

12 февраля 2019

Олег Рябов.
Осторожно – женщина.
– М.: Вест-консалтинг, 2018.
– 264 с.


Любой человек, неравнодушный к литературе, не может не влюбиться в предыдущую книгу нижегородца Олега Рябова «КОГИз». Эти порой детективно-аван-тюрные «записки на полях страны» обладают особым магнетическим действием. Так и с новым сборником его рассказов «Осторожно – женщина», в котором представлена палитра полнокровных человеческих историй, которые, как и рассказы о книгах в «КОГИзе», написаны вкусно, сочно, живо и увлекательно.

Рассказы разноплановые, что называется, на любой вкус. В них представлен большой разлёт времени действия – от послевоенного до наших дней; обширная география: от российской действительности до Индии, цейлонского курорта и Латинского квартала Парижа.

Трогательна история маленькой клумбы в послевоенном дворе, на которой росли цветы, привезённые с братской могилы на Курской дуге, где у женщины погиб муж-танкист. Их вытоптали пацаны из соседнего двора («Космеи Нины Верёвочкиной»).

Любопытна история двух наёмных убийц, которые приехали в захолустный городок на «мокрое дело», но в ситуацию вмешался случай, и один из них пал от руки уголовника, проигравшегося в карты («Душегубы»). Или запоминающийся персонаж из рассказа «Жить разучились» со своей нехитрой житейской мудростью: «Разучились люди правильно жить». А ведь и правильно, разучились, не поспоришь.

Рябов рисует причудливые финты судьбы, которая то ли испытывает человека, то ли смеётся над ним, а возможно, просто наблюдает и ставит эксперименты.

Живёт человек с уверенностью в себе, в «предначертанную дорогу жизни», а по факту выходит, что «судьба не сложилась» и ничего тут не попишешь. Вот и Павлюку («Девятый день») «и генеральское погоны, и министерские кабинеты казались... в тридцать лет реальной частью его будущей судьбы, а сейчас они вызывали... лишь горькую усмешку». Быть может, потому что не радовался жизни, как его закадычный друг, а старался «просчитать всё наперёд». Но алгоритм сбился, и кривая судьбы увела куда-то в сторону, заставляя прожить не свою жизнь, по крайней мере, не такую, какой себе представлял.

Взять колоритного персонажа Вельдяя – местного Алена Делона, превратившегося в бомжа. Он ушёл в параллельный мир, генетически другой продукт советской реальности («Вельдяй»). По крайней мере, так он обосновывает свой нынешний образ жизни: «Мы – просто одна из фракций старого советского мира. Вот таких, как мы (я имею в виду психологически), и выковывал в течение трёх поколений товарищ Сталин. Мы не готовы конкурировать и рвать руками и зубами, отталкивая локтями, чтобы быть первым: мы просто хотим, чтобы всем было хорошо». В этой среде есть и кандидат химических наук, и главный конструктор – все они на обочине новой жизни, примостились ближе к мусорным бакам. По ночам в этой параллельной реальности Вельдяй читает вслух гомеровскую «Одиссею». Его слушатели, по сути, такие же скитальцы, заблудившиеся в жизни, будто прибывшие в неё из какой-то другой реальности, забытые, потерянные, пребывающие в ожидании своего смертного часа. Может быть, тоже всё потому, что произошёл сбой и люди разучились правильно жить?..

Вельдяй фигурировал и в «КОГИзе». Там он также был символом нашего времени, когда многие люди оказались выброшенными на помойку. Когда возник «параллельный мир», неадаптированный к новым реалиям. В своё время Вельдяю можно было позавидовать, потом же он встал у мусорного бачка, где выискивает, в том числе выброшенные книги. Так произошло с людьми, так произошло и с культурой, страной.

В своём сборнике Олег Рябов представляет нам параллельную реальность, делает попытку заглянуть за её покров, после того как происходит сбой жизненного сценария. Скатился в неё Отъёмов – бывший лётчик-испытатель, а ныне театральный журналист, после неудачной сальной шутки («Убийство Отъёмова»). Он был изгнан отовсюду, опустился и вскоре скончался в одиночестве. Чем не Вельдяй, только без его философии?

В параллельном мире, на остывающих обломках советской реальности доживает свои дни герой рассказа «Это недалеко» Жулин. Он остался один в «ставшем для него чужом посёлке, без постоянной работы, без определённого жилья, без семьи, без денег, без друзей, без надежды на будущее».

«Будто из реальной жизни в фантастический мир провалился», – так в своём нынешнем состоянии, близком к юродству, воспринимает он окружающее. Рябов описывает закат жизни энергичного, активного человека – «завершение пути советского интеллигента в постперестроечной стране». Новые реалии до неузнаваемости изменили его сущность. Растоптали.

Этот рябовский рассказ имеет прямые отсылки к рассказам «Полоса», которые есть в писательской копилке у Сергея Шаргунова и Романа Сенчина. В них идёт речь о современном подвижнике и о чуде. Рассказы имеют реальную основу – чудесное спасение в 2010 году авиалайнера в Коми. Сергей Сотников у Шаргунова, а у Сенчина Алексей Шулин многие годы следили за взлётно-посадочной полосой, после того как закрыли аэропорт, который они возглавляли. Стали для окружающих чудаками, но в итоге спасли пассажирский самолёт. «Он стал будто бы жрецом отменённой веры, который хранит священное пространство, ожидая сошествия божества»,– пишет о своём герое Шаргунов.

Так же и Жулин Рябова в своё время по распределению приехал в перспективный и комфортный для жизни посёлок поднимать малую авиацию. Но в какой-то момент все мечты и планы разрушили, и остался только один путь – на местное кладбище за речкой. Аэропорт закрыли, над посёлком нависло клеймо обречённости. Да и «народ какой-то неловкий в посёлке остался – ловкие все уехали». Единственная альтернатива пути на кладбище – бегство в город, где «жизнь ещё продолжается».

Герой Рябова, в отличие от персонажей Шаргунова и Сенчина, никого не спас, чуда не совершил, не смог выбраться и из своего нынешнего состояния, хотя и делал некоторые попытки, большей частью бессмысленные. Возникает вопрос: можно ли изменить реальность своим личным усилием или это лишь иллюзия?..

Иная действительность вырисовывается и в блестящем рассказе «Шатков, или Жизнь поэта». Она вторгается в мир самовлюблённой и пустопорожней тусовки «поэтической наружности» фразой, брошенной походя, проснувшегося в соседней комнате похмельного поэта Глеба: «Ну и барахло же всё это. Всё, что вы пишете, – барахло!»

Рябовская параллельная реальность оказывает мобилизующее действие. Хочется осмотреться, а возможно, и провести определённую нравственную ревизию. Кто знает, куда занесёт при движении: путь узок, но вот обочина жизни широкая и очень легко туда угодить.

«Почитаешь главку – как стакан вина выпьешь» – написал в предисловии к «КОГИЗу» Захар Прилепин. Фраза эта вполне применима и к новому сборнику Олега Рябова «Осторожно – женщина». Отличного вина, добавлю. Ну а про женщину и почему её надо опасаться – ничего не скажу, прочтите сами.

Андрей Рудалёв

Тэги: Андрей Рудалв
Обсудить в группе Telegram

Андрей Рудалёв

Андрей Геннадьевич Рудалёв родился в Северодвин... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • О женихах Пенелопы

    10.08.2022
  • Эстафета второго шанса

    08.06.2022
  • Разрыв паутины

    13.04.2022
  • Хранитель отечественного света

    16.03.2022
  • Анархизм вольного человека

    02.02.2022
  • Ура-человек

    41 голосов
  • Воплощённое чудо

    36 голосов
  • Хранитель отечественного света

    35 голосов
  • Обретая родство и пространство

    33 голосов
  • Волеизлучение Фёдора Абрамова

    30 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS