или Как героев превращают в антигероев
Приграничные бои, оборона Ленинграда, Одессы, Киева, Воронежа, бои за Кавказ и на Курской дуге – таков далеко неполный перечень сражений, в которых приняли участие войска НКВД. О боевых действиях внутренних войск в битве за Сталинград, фальсификации истории, известном приказе «Ни шагу назад!» рассказывает доктор исторических наук генерал-лейтенант Валерий Новожилов.
– Основу гарнизона Сталинграда составляла 10-я стрелковая дивизия НКВД. А какие ещё подразделения внутренних войск принимали участие в боях за город?
– Это были 249-й полк конвойных войск НКВД, 91-й полк войск НКВД по охране железных дорог, 73-й отдельный бронепоезд и 178-й полк войск НКВД по охране особо важных предприятий промышленности. Основные усилия 10-й дивизии направлялись на создание плотной сети оборонительных позиций. С этой целью построили 14 оборонительных районов. На окраинах и в черте Сталинграда отрыли противотанковые рвы, установили минные заграждения, построили баррикады и соорудили другие препятствия.
Превосходя советские войска в орудиях и миномётах более чем в два раза, в танках в четыре и в самолётах в два раза, противник с 15 августа 1942 года начал наносить удары по внешнему кольцу обороны города. И первыми эти удары приняли на себя воины внутренних войск…
– Расскажите о подвигах и героизме военнослужащих внутренних войск при обороне Сталинграда.
– Начать мне хочется со случая, когда наши воины разгадали хитрую уловку противника. Дело было 2 сентября. Две немецкие дивизии вышли на рубеж Верхняя Ельшанка – Садовая – Опытная станция и оказались перед оборонительными позициями 91-го, 271-го, 272-го полков войск НКВД и курсантами Сталинградского военно-политического училища. Разведывательные группы обнаружили противника, и враг подвергся огневому удару орудий и миномётов. Это несколько расстроило планы немцев, и они пошли на хитрость. Колонна переодетых гитлеровцев с развёрнутыми красными знамёнами и обозами двинулась к одной из высот, но наших воинов обмануть не удалось, по нацистам ударили из миномётов и обратили в бегство.
В те же дни военнослужащие 272-го полка под командованием лейтенанта Волкова, находясь в кольце врага, уничтожили до взвода противника, захватили два станковых пулемёта и миномётную батарею. 4 сентября участок обороны 3-го батальона был атакован пехотным батальоном противника, который поддерживали 37 танков. Несколько танков удалось подбить, но остальные продолжали двигаться вперёд. Видя это, младший политрук Яковлев взял две противотанковые гранаты и с возгласом: «Только вперёд, ни шагу назад, за Родину!» бросился под фашистский танк… Видя пример исключительного мужества и отваги, личный состав роты пошёл в контратаку, отбил натиск врага и удержал рубеж.
На следующий день в рукопашной схватке рота лейтенанта Волкова захватила 4 дзота, 10 станковых и ручных пулемётов, 17 автоматов и уничтожила до 100 немецких солдат и офицеров. В ходе боя подвиг совершил красноармеец Алексей Ващенко. Во время атаки под сильным огнём станкового пулемёта он с криком «За Родину!» своим телом закрыл амбразуру дзота, дав возможность развить атаку. За этот героический поступок Алексей Егорович Ващенко был награждён орденом Ленина. Ради исторической справедливости хочу отметить, что свой подвиг он совершил за полгода до Александра Матросова.
Несмотря на серьёзные потери, боевые действия 10-я стрелковая дивизия НКВД вела до середины октября, и лишь к 18 числу остатки её частей – всего 200 человек – были выведены на левый берег Волги. Частями 10-й дивизии было уничтожено более 15 000 солдат и офицеров противника, подбито и сожжено 113 танков, 8 бронемашин, 2 самолёта, 38 автомашин, 6 орудий, 2 склада с боеприпасами. За образцовое выполнение боевых заданий и проявленные доблесть и мужество стрелковая дивизия НКВД была награждена орденом Ленина.
– А в наступательной операции войска НКВД принимали участие?
– Да, в составе 21-й армии воевала 63-я стрелковая дивизия, преобразованная из бывшей 8-й мотострелковой дивизии войск НКВД. В январе 1943 года в район Сталинграда прибыла 21-я бригада внутренних войск. Вместе с другими частями войск НКВД она приняла участие в охране тыла Донского фронта, ликвидации остатков армии Паулюса, последующем очищении Сталинграда от гитлеровской агентуры, конвоировании военнопленных, выполнении задач по несению гарнизонной службы.
– То есть муссирующаяся в некоторых СМИ информация о том, что войска НКВД якобы выполняли только карательные функции, – ложь?
– К сожалению, фальсификация истории достигла огромных масштабов. Вот, например, статья Дементьевой «Зачем России две армии?», опубликованная в «Новых Известиях»: «Наша история знала периоды, когда внутренние войска – тогда они назывались войсками НКВД – играли чуть ли не ведущую роль… Достаточно вспомнить известные заградотряды НКВД, силой оружия удерживавшие войска на поле боя в Отечественную и расстреливавшие тех, кто вынужден был отступать».
Хочу заявить с полной ответственностью, что этот домысел не имеет под собой никакого основания.
28 июля 1942 года был издан приказ народного комиссара обороны СССР № 227, более известный как «Ни шагу назад!». Именно с ним связывают появление и широкое распространение заградительных отрядов. Но им в приказе посвящён лишь один (!) абзац: «Военным советам армий и прежде всего командующим армиями: … б) сформировать в пределах армии 3–5 хорошо вооружённых заградительных отрядов (до 200 человек в каждом), поставить их в непосредственном тылу неустойчивых дивизий и обязать их в случае паники и беспорядочного отхода частей дивизии расстреливать на месте паникёров и трусов и тем помочь честным бойцам выполнить свой долг перед Родиной».
Мы видим, что формирование заградительных отрядов возлагалось на военные советы и командующих, то есть на армейские органы. Эти отряды не имели никакого отношения к войскам НКВД, комплектовались из личного состава стрелковых подразделений Красной армии. Расстреливать отступающих требовалось только «в случае паники и беспорядочного отхода», да и то лишь «паникёров и трусов». На массовые расстрелы – о чём пишут некоторые недобросовестные журналисты и историки! – это никак не похоже.
– Может быть, путаница произошла из-за приказа народного комиссара внутренних дел – а не обороны! – о создании заградительных отрядов войск НКВД по охране тыла?
– Нужно же понимать, что это совсем другие заградотряды, с совсем другими функциями и задачами! Да, 17 июля 1941 года народный комиссар внутренних дел СССР Л.П. Берия подписал приказ № 00941, предусматривавший формирование при особых отделах отрядов, укомплектованных личным составом войск НКВД, для несения заградительной службы против диверсионно-разведывательных групп противника и задержания дезертиров.
В докладе заместителя начальника управления особых отделов НКВД СССР комиссара государственной безопасности 3 ранга С.Р. Мильштейна приведены следующие данные: «С начала войны по 10 октября особыми отделами и заградительными отрядами войск НКВД по охране тыла задержано 657 364 военнослужащих, отставших от своих частей и бежавших с фронта. Из числа задержанных особыми отделами арестовано 25 878 человек, остальные 632 486 человек сформированы в части и вновь направлены на фронт».
Таким образом, заградительные отряды войск НКВД по охране тыла действующей армии выполняли задачи по задержанию дезертиров, отставших от своих частей военнослужащих, диверсантов и шпионов в ближайшем от фронта тылу, а не «уничтожения отступающих» непосредственно на поле боя, как считает ряд авторов.
Несмотря на наличие в заградительных отрядах НКВД автоматического оружия, их посты и патрули вряд ли были в состоянии останавливать массы пехоты в случае беспорядочного отхода. Ни одному из исследователей военной истории не удалось найти архивных документов, которые подтверждали бы, что заградительные отряды во время боя стреляли на поражение по своим войскам. Наоборот, в критические моменты заградотряды часто сами вступали в бой с противником, успешно сдерживали его натиск и наносили ему ощутимый урон.
Беседу вёл
Николай Казаков