Юрий Подоляка – уникальное явление. На интернет-площадках он собрал огромную аудиторию, размещая ролики с военной аналитикой. Контент «за три копейки» превзошёл по влиянию большинство мощных российских медиахолдингов. Но главное, он побеждает украинских пропагандистов, что подтверждено не только статистикой, но и тем, что за Подолякой охотятся киллеры СБУ. Что думает Юрий Иванович о перспективах России превзойти противника в информационной войне?
– Я занимаюсь не только подачей информации, но и информационной безопасностью, знаю немало ребят, которые занимаются тем же. Они мониторят соцсети, оценивают действия различных групп, в том числе ВКонтакте. Один из коллег подал заявку на закрытие откровенно антироссийских групп: речь о двадцати-тридцати сообществах. И что? Ни одна не закрыта. Нас бьют изнутри на наших же ресурсах, а мы адекватно не реагируем. Запрос есть – реакции нет.
Ещё важный момент. В развитии новостных СМИ мы отстали лет на двадцать, поскольку у нас шаблонное мышление. Раньше такое можно было пережить. Но сейчас идёт война на наше уничтожение. Поэтому надо проявлять изобретательность.
Вот я придумал проект InfoDefense, опираясь на свои навыки и опыт товарищей по цеху, которые знают зарубежные наработки. Решили делать правдивые ролики о войне, ориентированные на иностранцев. Суть проекта – привлечь людей, по сути волонтёров, к распространению информации о событиях на Донбассе и Украине. Чтобы обойти цензуру и запреты, они должны размещать и распространять контент с переводом на иностранные языки. За два дня удалось организовать процесс! Уже десятки тысяч людей разгоняют ролики по миру. Повторю: потребовалось два дня! А чуть раньше попросил помощь по схожей идее у одной известной российской медиакомпании. Помощи не получил, а через месяц там просто попытались меня, мягко говоря, скопировать. Это к тому, что у нас война, а кто-то по-прежнему мыслит категориями коммерции. От подобных явлений надо избавляться.
С 2015 года я продвигал в различных инстанциях идеи, как правильно организовывать информационное противостояние, как создавать полуавтономные системы, которые, не раскрывая гостайн, работая в русле политики государства, вправе оперативно принимать решения. Ведь зачастую счёт идёт не на дни, а на часы, даже на десятки минут. Можно сбить информационную атаку, если быстро представить контраргументы. Некогда ждать отмашки, недопустимы проволочки. Нужны структуры, где мгновенно принимаются решения. Увы, как вижу, государством пока не создано ни одной подобной структуры. Нужны кластеры нового типа, требуется передавать вниз той или иной информсистемы максимальное число функций. Сверху – стратегия, целеполагание, а дальше всё сами продумываем, занимаемся тактикой и воплощением конкретных задач.
Сейчас же так: руководство страны даёт целеполагание, а госаппарат вырабатывает и стратегию, и тактику. Но компетентных специалистов, честно скажем, в аппарате не так много (любой инженер поймёт, что имею в виду), и вот почти на каждом сегменте накапливаются ошибки. Они множатся, превращаясь в тугой ком, который блокирует всю работу. Поэтому, увы, многие из государственных информструктур потеряли доверие общества. Я отвечаю за свои слова. Потребители новостей идут в соцсети ко мне, идут к Михаилу Онуфриенко, но ещё идут «за правдой» и на ту сторону.
И тогда может происходить то, что я назвал «феноменом губернатора Кима». Ким врёт как сивый мерин, но он глава Николаевской области. И ежедневно находит пару минут в неофициальном ключе порассуждать о вещах, которые сильно интересуют жителей. Ким сразу работает и на подавление паники (он же своё враньё несёт первым), и тут же создаёт условия для проникновения его информации на нашу территорию – мы-то часто запаздываем, поскольку всё долго согласовывается.
У меня чуть ли не треть времени уходит сейчас на то, что гашу волны паники, хотя этим должны заниматься губернаторы приграничных областей. Но проблема шире. Нам надо ощутимо усилить оперативное воздействие, отвечать на ожидания людей. Необходимо создание автономных информационных кластеров и состыковка их с властями на местах. Это будет журналистика нового типа, и тогда мы не только сможем формировать повестку дня нашей страны, но и не дадим противнику зайти к нам. Так можно победить в информационной войне. Нельзя выиграть, только обороняясь. У нас есть главное – правда на нашей стороне.