Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 21 октября 2020 г.
  4. № 42 (6757) (21.10.2020)
Телеведение

Право на кочку зрения

Неравнодушных к прошлому граждан продолжают беспокоить вопросы

21 октября 2020
Кадр из фильма Андрея Зайцева

На Московском международном кинофестивале главный приз жюри и приз зрительских симпатий получил «Блокадный дневник» Андрея Зайцева, снятый при финансовой поддержке государства и под присмотром Российского военно-исторического общества (РВИО), но вызвавший разноречивые отзывы и полемику между его апологетами и критиками.

В начале фильма сообщается, что картина основана на воспоминаниях Ольги Берггольц и других блокадников и что «все ситуации и персонажи реальны», однако первая сцена, которую не мог видеть ни один русский, поскольку в ней действуют только немцы, вымышлена или заимствована из других источников. Затем начинается «дорожное кино»: камера сопровождает молодую женщину, которая, похоронив мужа, отправляется через покрытый белейшим, несмотря на бомбёжки и пожары, снегом город к отцу. Убедительные в целом картины блокадной жизни (отдадим должное работе съёмочной группы) перебиваются погружениями в счастливое советское прошлое героини по имени Оля (которая, будучи малюткой, ела советское мороженое, хотя её прототип родился в 1912 году), но комментируются голосом Зайцева, зачитывающего отрывки, где нет ничего от индивидуальности и авторского стиля Берггольц. Все её суждения о происходящем и мучительные вопросы («Как же довели до того, что Ленинград осаждён…», «Не знаю, чего во мне больше – ненависти к немцам или раздражения к нашему правительству...», «Я убедилась, что правды о Ленинграде говорить нельзя») словно вырезаны рукой невидимого цензора из РВИО. Внутренний мир блокадницы сужен до простых попутных наблюдений, в которых нет ничего, чего не было раньше показано в многочисленных «блокадных» фильмах. Хотя кое-что всё-таки есть: сходство между блокадниками Зайцева и зомби из апокалиптических фантазий Джорджа Ромеро.

Между тем вопросы, волновавшие Музу ленинградской блокады, до сих пор не получили общепризнанных ответов и продолжают беспокоить неравнодушных к прошлому граждан, интересующихся, почему ленинградцы не могли перебраться через линию фронта через оставленные немцами по приказу фюрера проходы и как получилось, что свои власти не уберегли их от голодной смерти. Кто-то пишет, что жителей не выпускали заградотряды НКВД. Священник Николай Савченко, изучивший многочисленные данные о блокаде, утверждает, что «в городе было достаточно продовольствия, чтобы спасти от голодной смерти всех, но руководство Ленинграда во главе с А.А. Ждановым так распределило продукты, что привилегированное население получало на душу в пять с лишним раз больше остальных. Военный историк Марк Солонин считает, что полной блокады не было и для завоза продовольствия в город, потеря которого считалась вполне вероятной, «не было желания». А среди комментариев к их высказываниям и к трейлеру фильма часто встречается привычное «всёвыврёте», по умолчанию разделяемое РВИО и поднадзорными авторами «Блокадного дневника». Их собственный ответ на сомнения в стандартных объяснениях ленинградской трагедии, исключающих вину советских властей, по сути равносилен ставшему мемом ответу Владимира Путина на вопрос Ларри Кинга, что случилось с подводной лодкой «Курск». И ведь в самом деле утонула, а 900 000 жителей города действительно умерли.

Но удивительны не столько попытки обойти скользкие места, сколько то, что написали о фильме несколько уважаемых кинокритиков. Один поставил фильм Зайцева на уровень «Иди и смотри» Элема Климова, другой приравнял к лентам Алексея Германа, третий сообщил, что режиссёр и его соратники ничего не оставляют за скобками и отказываются от умолчаний и кавычек. Хотя понятно и это: рецензенты оказались настолько далеки и от ленинградского голодомора, и от предыдущего блокадного киноконтекста, что расчувствовались так, будто впервые увидели муки истощённых людей, и настолько отключили критический разум, что начали отстаивать право режиссёра на свою кочку зрения и связанные с ней умолчания. Что, конечно, свидетельствует об их (такой же, как у него) похвальной способности к эмпатии, но не о сознании профессионального долга.

Тэги: Виктор Матизен PROCONTRA
Обсудить в группе Telegram

Виктор Матизен

Президент Гильдии киноведов и кинокритиков Росс... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Бегущие в никуда

    03.08.2022
  • Любовная драма на фоне Кавказской войны

    01.06.2022
  • По неписаному шаблону

    18.05.2022
  • Упыри без скуки

    06.04.2022
  • Души в пустыне

    09.03.2022
  • Трагедия, фарс, мелодрама

    91 голосов
  • Французик из…

    77 голосов
  • Иностранец в России,

    74 голосов
  • Страсти по Зулейхе

    72 голосов
  • По стопам «Сволочей»

    71 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS