Александр Брод, член СПЧ
На исходе года принял участие в заседаниях двух президентских советов – по межнациональным отношениям и по развитию гражданского общества и правам человека. Это своеобразное подведение итогов года сквозь призму восприятия общественников. Выступить успевают далеко не все из них, а сказать есть что многим, так как мы – в гуще жизни, далеко не радужной.
Конечно, было бы полезным в течение года устраивать встречи советов, особенно правозащитного, с тем же генеральным прокурором, руководством Следственного комитета, министром юстиции, чтобы и выход правозащитному темпераменту дать, да заодно и ведомства подключить к решению проблемных вопросов, как правило, системных. Помнится, будучи членом Общественной палаты России, смог «пробить» такой формат диалога, как ежегодные встречи с генеральным прокурором. Тогдашний глава ведомства Юрий Чайка, ныне полпред президента в СКФО, при всей своей внешней строгости и неприступности пошёл на этот эксперимент, и несколько лет он на плаву продержался. Тогда особо неугомонные приходили к генпрокурору, а он в окружении своих замов и руководителей управлений терпеливо выслушивал наши вопросы, жалобы, давал поручения. Такие отдушины крайне необходимы для правозащитников, и особенно – простых граждан.
Но вернёмся к началу. Совет по межнацотношениям проходит более мирно, чинно. До острой темы миграции на этот раз дело не дошло. Хотя и прозвучали тревожные нотки относительно попыток раскачать межнациональное и межрелигиозное единство путём влияния на общество извне через всякие вражеские интернет-ресурсы и телеграм-каналы. Проблема эта действительно существует и в прошлом году проявила себя во всей красе, когда возникли попытки спровоцировать волнения на национальной почве в Дагестане, Якутии, Башкортостане, однако их быстро купировали. Хотелось бы, чтобы не только на внешнего врага списывались все беды, но активнее рассматривались и проблемы внутренние: несогласованность действий местных властей, неоперативность реагирования, низкий профессионализм, а то и пофигизм местных чиновников, особенно муниципального звена, коррупционные схемы в сфере миграционной политики, нежелание вести диалог с общественниками. А они, кстати, могут взять на себя немало. И экспертное сопровождение, и урегулирование конфликтов, и просвещение.
Правозащитный совет старается острые проблемы обнародовать. Пусть далеко не все, но о некоторых услышала страна. Одна из них – самокаты, электровелосипеды-убийцы, другого слова подобрать сложно. Немыслимо: полторы тысячи смертей за год от них, треть – дети. И это только доступная статистика. Оказывается, и для президента тема не новость. Вот его же слова: «Если на вас с достаточно большой скоростью для пешехода <…> несётся нечто, упакованное передним лобовым стеклом и какой-то крышей, тяжёлое металлическое изделие, оно представляет опасность для граждан. Местные и региональные власти должны с этим разобраться. Надо сделать это в том числе с помощью МВД».
И хотя после заседания совета прошла уже неделя, я продолжаю встречать на улицах эти «нечто». Что ж, бюрократическая машина у нас разворачивается неспешно. Будем надеяться, что в новом году голос совета и поручение президента будут услышаны, и мы сможем без страха ходить по тротуарам.
Что ещё прозвучало на совете? Правовое регулирование искусственного интеллекта. Расширение возможностей присяжных при нашем далеко не качественном правосудии. Проблемы медицины, образования, социальной поддержки. А сколько ещё тем осталось за бортом…
Вот потому снова и снова занудствую я: отдушин должно быть больше, а слушать общественников властям нужно лучше. Гласность сама по себе ничто. При слабой слышимости.