Можно по-всякому относиться к творчеству Шукшина – есть ведь и неприемлющие его. Но для тех, кто исповедует жизненные принципы Василия Макаровича, каждый новый июль – всегда праздник. Праздник явления на свет человека, которому суждено было во весь голос заговорить от имени простого народа и стать услышанным им, как никто.
Подтверждением этого становятся дни вокруг 25 июля, когда поклонники устремляются в гору Пикет, где проходят давно ставшие традиционными Шукшинские чтения. Правда, в первые годы после ухода мастера, почти уже пятьдесят лет назад, это более походило на паломничество, поскольку большинство поднималось вверх пешком и с передышками, по пути перебирая в душе всё, что связано с дорогим именем. Теперь вознесение на вершину происходит по мановению волшебной палочки, то бишь автотранспорта, делающего раздумья стремительными, а порой и не нужными вовсе. Каким живёт Шукшин в душах наших молодых современников, без специальных расследований сказать трудно. Да и не об этом, собственно, речь сейчас.
В эти дни рассказать хочется о невидимом для большинства: о той творческой верности, которую хранит созданному Шукшиным один из российских актёров. Зовут его Владимир Николаевич Борисов. Он не из плеяды самых известных, хотя кто-то может припомнить его роли в сериалах «Улицы разбитых фонарей» и «Тайны следствия». Но это скорее дань профессии, нежели факт, характеризующий предпочтения исполнителя.
Борисов вообще не изначально выбрал артистическую стезю, он долго работал инженером-конструктором, видя смысл в конкретном, осязаемом деле. И лишь позднее ощутил, что детское увлечение сценой и случайный опыт выступлений по-прежнему бередят душу и требуют публичного выражения пристрастий. Оставалось только определиться с тем, что станет главным в его зрелой жизни.
И оно само постучалось в сердце, когда вдруг громко зазвучал, а затем трагически умолк голос Шукшина. Долго жил Владимир Борисов с потаённой болью, всячески пробовал озвучивать Василия Макаровича, пока после одного из конкурсных чтений ему прямо не посоветовали составить композицию из произведений писателя.
Так в жизни Борисова появился режиссёр Борис Фурнэ, осуществивший постановку из пяти облюбованных Владимиром Николаевичем рассказов. То были «Волки», «Как помирал старик», «Суд», «Жена мужа в Париж провожала» и «Дядя Ермолай». Случилось это целых двадцать лет назад. И до сих пор спектакль радует тех, кому выпадает счастье попасть на показ. Чаще всего такое бывает в Санкт-Петербурге в арт-кафе «Бродячая собака», поскольку живёт В. Борисов неподалёку, в Выборге. Можно услышать его чтение и в Москве в Булгаковском доме. Получается у актёра выступать и в других городах, куда его приглашают, благо контакты теперь установить просто.
А минувшей весной пути господни привели его аж в сельскую местность, в Нейский район Костромской области, где он выступил перед провинциальным зрителем на трёх площадках, причём благотворительно. Сказать, что принимали его с великой благодарностью, это ничего не сказать! И в районном центре Нея, и в сёлах Кужбал и Солтаново собравшиеся буквально плакали над шукшинскими строками, которые актёр доставал, казалось, из самого сердца. И всё это были повествования о том, что близко и понятно каждому человеку: хитрость и предательство в рассказе «Волки», маленькая семейная трагедия в «Жена мужа...», соседские распри в «Суде», мальчишеская наивность и упрямство в «Дяде Ермолае» или всем присущее смятение перед неизбежным уходом в рассказе «Как помирал старик».
Непривычным и потому потрясающим для неизбалованных зрителей было само обращение чтеца к серьёзнейшим темам, о которых в нашем обществе не принято было говорить последние лет тридцать. Так что, если и успокоятся взволнованные спектаклем сердца, то очень-очень нескоро, ибо нечасто в нашу глубинку заглядывают мастера такого уровня. Шутка ли: два часа на сцене находился один-единственный актёр, а перед глазами пришедших предстали судьбы самых разных персонажей, ставших близкими. Словно множество гостей понаехало в позабытый край и собралось за общим столом, чтобы обсудить, как же жить дальше.
Тому, кто решит усомниться в сильнейшем воздействии, какое производит на людей показ «Пяти рассказов Шукшина», скажем следующее. На недавнем Международном фестивале моноспектаклей «Монокль» в Санкт-Петербурге он получил диплом «За чистоту художественного слова». Он стал также лауреатом премии «Золотой Витязь» на VII Международном театральном Форуме в Москве, завоевав диплом «За лучшую мужскую роль», а также был признан там лучшим в номинации «Малая форма».
Казалось бы, можно почивать на лаврах, довольствуясь пусть не оглушительной, но всё-таки славой. О ней свидетельствуют и многочисленные восторженные записи в личной книге отзывов актёра. Однако Владимир Борисов не успокаивается на достигнутом и уже обкатывает на публике другую композицию по Шукшину, которая называется «Характеры». И в ней идёт разговор только о серьёзном, только о том, что очищает нашу душу, что заставляет задуматься о вечном.
Впрочем, актёр никогда не стремился записать это в заслугу себе. Во всём «виноват» Шукшин, у которого, чего ни коснись, всё – о главном, всё о вечном, разве только с юморком, с улыбкой, чтобы легче усваивалось. И вот здесь-то эти две творческие личности предстают в прекрасном и очень действенном тандеме, который изначально был запланирован и предопределён Владимиром Борисовым. На протяжении долгих лет он пытается доносить зрителям истинного Шукшина, художника серьёзнейшего и трагического, а отнюдь не хохмача-фельетониста, каким его привычно представляют многие невзыскательные интерпретаторы. И в этом направлении, как говорится, ещё работать и работать. Поддержкой же в этом установочные слова, сказанные Шукшиным ещё в ту пору, когда мы и не догадывались, перед каким обрывом нам суждено затормозить:
«...не теряй свои нравственные ценности, где бы ты ни оказался, не принимай суетливость и ловкость некоторых городских жителей за культурность, за более умный способ жизни– он, может быть, и даёт выгоды, но он бессовестный. Русский народ за свою историю отобрал, сохранил, возвёл в степень уважения такие человеческие качества, которые не подлежат пересмотру: честность, трудолюбие, совестливость, доброту... Уверуй, что всё было не зря: наши песни, наши сказки, наши неимоверной тяжести победы, наши страдания, – не отдавай всего этого за понюх табаку...»
Убеждённо, последовательно и упорно Владимир Борисов несёт в жизнь эти заповеди, сознавая и свою творческую ответственность за воздействие на людей правдивого писательского слова. Где бы и в какое время не оказался актёр, там всегда случается праздник шукшинского слова. Праздник, который – всегда. И о нём нельзя не сказать в эти июльские дни.
Нина Веселова