"Бессмертный полк» и ряженые
Глядя на программу нашего телевидения в праздничные дни, не можешь отделаться от мысли, что при том, что Победа у нас одна, празднуют её на двух различных улицах совершенно по-разному.
По народной улице шагают воскресшие герои. На телевизионной – который уже год суетятся ряженые в гимнастёрках.
Вот так и живём, разделённые надвое, с одним праздником на две улицы.
На одной – «Диверсант», «Истребители» (названия-то какие многозначительные!), на другой – парад и «Бессмертный полк». Там – выверенное идеологией 90-х «Гитлер и Сталин должны висеть на одной виселице» («Истребители»), здесь – искреннее ветеранское, пронесённое из тех опалённых войною лет «Мы защищали город Ленина – Ленинград». На телеулице – привычная суетливость в духе «Прямого эфира», с въевшейся привычкой к скандалу, «мясу», сенсационным подробностям: «Вы видели страшные сцены войны, мёртвых младенцев, расскажите», «Сколько снарядов упало на Невский пятачок?» На народной улице – спокойствие, уверенность ветеранов, нежелание живописать ужасы войны, записывать себя в герои и страдальцы: «Мы не считали снаряды, которые выпускали по нам немцы». По Первому – атавизм многолетней давности в виде концерта поп-звезд «Песни весны и Победы», где колет глаз картинка с ряженой массовкой, режет слух современное прочтение великой песенной классики. На канале «Культура» звучат искренние строки, горестные и светлые одновременно, чёрные жемчужины отечественной фронтовой поэзии (Константин Симонов, Александр Твардовский, Александр Межиров) в исполнении нашей актёрской гордости – Василия Ланового, Алексея Петренко, Юрия Соломина, Леонида Куравлёва...
Концерт на Первом покоробил ещё и беззастенчивым обращением с текстами песен. «Из песни слова не выкинешь» – говорят обычно. Оказывается, нет, можно и выкинуть, если очень хочется, если слово жжёт губы. Так Родина из песни Исаковского «Огонёк» в исполнении Надежды Кадышевой (строчка «И врага ненавистного крепче бьёт паренёк за советскую Родину, за родной огонёк») из «советской» превратилась в «любимую». Какое неуважение к Исаковскому, какое неуважение к ветеранам, к истории, какая мелкая, исподтишка, борьба с той советской эпохой, с духом Отечественной войны, вместо её приятия такой, какой она осталась в великой песне!
Впрочем, подобного рода мелких уколов в адрес «тоталитарного прошлого» в победный день 9 Мая в телевизоре по-прежнему было в достатке. Да, мы не услышали в этот раз в «Минуте молчания» о том, что советский солдат прошёл через Дахау и Бухенвальд, и одновременно через сталинские лагеря. Но тех, кто вёл праздничный эфир, то и дело тянуло обсудить, как Рокоссовский хранил при себе браунинг Паулюса, чтобы отстреливаться в случае нового ареста.
Без этих уколов не обошёлся и новый фильм по повести Бориса Васильева «А зори здесь тихие…», показанный в праздничный день на Первом. Проигрывающая классической версии Ростоцкого в актёрской игре, в постановке, старающаяся поспеть за американским стандартом, в музыкальном ряде, навевающая отчего-то ассоциации с «Властелином колец» Питера Джексона, картина Рената Давлетьярова сумела тем не менее сохранить общую атмосферу повести, не скатиться в невнятное повествование вроде того, что продемонстрировал фильм «Орден», шедший по каналу НТВ. Почему же у Давлетьярова в итоге получилось? Наверное, дело в более бережном и чутком отношении к слову писателя-фронтовика, в понимании, что главное – это не авантюрные похождения на фронте, а та тяжёлая военная работа, которую совершали в окопах солдаты Великой Отечественной.
Да, пока мы разделены. Но платформа для обретения единства у нас есть. У нас есть идеал, по которому можно сверяться. Это наши герои, наши победители. Нужно лишь спросить себя: насколько достойно их высокого подвига, их образа то, что мы о них пишем, снимаем, говорим?
Виктор БЫСТРОВ