Перейти к содержанию
  Понедельник 02 октября 2023
Литературная Газета
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
      • Реклама в газете
      • Реклама на сайте
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Видео
    • Правила общежития
    • Настоящее Прошлое
    • Видеоряд
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
Идет поиск...
К сожалению, ничего не найдено.
Изменить запрос
LGZ
LGZ
  • Главная
  • Новости
  • Статьи
  • Видео
  • Колумнисты ЛГ
  • Все рубрики
    • Новости
      • ЛГ Online
      • ЛГ Плюс
      • Позиция
      • Спецформат
    • Статьи
      • Политика
      • Общество
      • История
      • Литература
      • Кино
      • ТВ
      • Театр
      • Музыка
      • Архив номеров
    • Видео
    • Авторы
  • Об издании
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
LGZ
  Статьи    18 мая 2016 г.
Общество Политика Телеведение История

Праздник на двух улицах

18 мая 2016

"Бессмертный полк» и ряженые

Глядя на программу нашего телевидения в праздничные дни, не можешь отделаться от мысли, что при том, что Победа у нас одна, празднуют её на двух различных улицах совершенно по-разному.

У народа своё представление о ней: это мой дед, это моя бабушка, и они герои. Своё задушевное к ней отношение – живое, человеческое, трогательное. На улицах городов, по которым течёт нескончаемой людской рекой «Бессмертный полк» – подлинные чувства, волнение, радость, грусть, боль, человеческая теплота. А у деятелей поп-культуры и телевизионного искусства настрой совершенно иной – казённый, лубочный, формальный, с налётом привычного гламура и пошлости.

По народной улице шагают воскресшие герои. На телевизионной – который уже год суетятся ряженые в гимнастёрках.

Вот так и живём, разделённые надвое, с одним праздником на две улицы.

На одной – «Диверсант», «Истребители» (названия-то какие многозначительные!), на другой – парад и «Бессмертный полк». Там – выверенное идеологией 90-х «Гитлер и Сталин должны висеть на одной виселице» («Истребители»), здесь – искреннее ветеранское, пронесённое из тех опалённых войною лет «Мы защищали город Ленина – Ленинград». На телеулице – привычная суетливость в духе «Прямого эфира», с въевшейся привычкой к скандалу, «мясу», сенсационным подробностям: «Вы видели страшные сцены войны, мёртвых младенцев, расскажите», «Сколько снарядов упало на Невский пятачок?» На народной улице – спокойствие, уверенность ветеранов, нежелание живописать ужасы войны, записывать себя в герои и страдальцы: «Мы не считали снаряды, которые выпускали по нам немцы». По Первому – атавизм многолетней давности в виде концерта поп-звезд «Песни весны и Победы», где колет глаз картинка с ряженой массовкой, режет слух современное прочтение великой песенной классики. На канале «Культура» звучат искренние строки, горестные и светлые одновременно, чёрные жемчужины отечественной фронтовой поэзии (Константин Симонов, Александр Твардовский, Александр Межиров) в исполнении нашей актёрской гордости – Василия Ланового, Алексея Петренко, Юрия Соломина, Леонида Куравлёва...

Концерт на Первом покоробил ещё и беззастенчивым обращением с текстами песен. «Из песни слова не выкинешь» – говорят обычно. Оказывается, нет, можно и выкинуть, если очень хочется, если слово жжёт губы. Так Родина из песни Исаковского «Огонёк» в исполнении Надежды Кадышевой (строчка «И врага ненавистного крепче бьёт паренёк за советскую Родину, за родной огонёк») из «советской» превратилась в «любимую». Какое неуважение к Исаковскому, какое неуважение к ветеранам, к истории, какая мелкая, исподтишка, борьба с той советской эпохой, с духом Отечественной войны, вместо её приятия такой, какой она осталась в великой песне!

Впрочем, подобного рода мелких уколов в адрес «тоталитарного прошлого» в победный день 9 Мая в телевизоре по-прежнему было в достатке. Да, мы не услышали в этот раз в «Минуте молчания» о том, что советский солдат прошёл через Дахау и Бухенвальд, и одновременно через сталинские лагеря. Но тех, кто вёл праздничный эфир, то и дело тянуло обсудить, как Рокоссовский хранил при себе браунинг Паулюса, чтобы отстреливаться в случае нового ареста.

Без этих уколов не обошёлся и новый фильм по повести Бориса Васильева «А зори здесь тихие…», показанный в праздничный день на Первом. Проигрывающая классической версии Ростоцкого в актёрской игре, в постановке, старающаяся поспеть за американским стандартом, в музыкальном ряде, навевающая отчего-то ассоциации с «Властелином колец» Питера Джексона, картина Рената Давлетьярова сумела тем не менее сохранить общую атмосферу повести, не скатиться в невнятное повествование вроде того, что продемонстрировал фильм «Орден», шедший по каналу НТВ. Почему же у Давлетьярова в итоге получилось? Наверное, дело в более бережном и чутком отношении к слову писателя-фронтовика, в понимании, что главное – это не авантюрные похождения на фронте, а та тяжёлая военная работа, которую совершали в окопах солдаты Великой Отечественной.

Да, пока мы разделены. Но платформа для обретения единства у нас есть. У нас есть идеал, по которому можно сверяться. Это наши герои, наши победители. Нужно лишь спросить себя: насколько достойно их высокого подвига, их образа то, что мы о них пишем, снимаем, говорим?

Виктор БЫСТРОВ

573
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта ЛГЗ на ваш электронный ящик.

«Дар быть умным без ума»,

30.09.2023

Как стать самодостаточным и взрослым

29.09.2023

Когда синим становится закат

28.09.2023

Смятение

28.09.2023

Физики без лирики,

28.09.2023

Неудобная правда: лучше поздно, чем никогда?

31248 голосов

Посвящение в свет

4563 голосов

Возрождение «Страны детства» – с весны надежд!

2602 голосов

Дом-музей Н.С. Лескова на родине писателя

1277 голосов

В нужное время в нужном месте

1227 голосов
LGZ
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Фестиваль Память Театр Премьера Книги Дата Книжный ряд Выставка Эпоха Кино Новости Сериал Утрата Писатели Век
© «Литературная газета», 2007–2022
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты