Сначала невольными затворниками из-за коронавируса стали жители города Ухань, столицы провинции Хубей, затем прекратилось сообщение и со всей провинцией, где живёт почти 60 млн человек. Беспрецедентные меры в какой-то степени предотвратили расползание вируса, однако за месяц он успел унести жизни 425 человека, число заражённых превысило 20,4 тысячи, около трёх тысяч находятся в тяжёлом состоянии.
Люди издавна запирали животных в клетки. Но в этот раз животные одержали победу – засадили в клетку более 1 млрд человек.
Но это так, смех сквозь слёзы. В китайский Новый год мы оказались вдали от своего пекинского дома – в городе Ланчжун провинции Сычуань. Здесь у нас был очередной объект – строительство гигантского китайского фонаря на главной площади города для новогодней выставки. Если бы не вирус, подали бы заявку на внесение нашего фонаря в Книгу рекордов Гиннесса.
По поводу вируса ни капельки не волнуюсь. В своё время уже пережила атипичную пневмонию / SARS – никто из моего окружения и знакомых не заболел. Поэтому думаю, что и эта болезнь меня минует. Китай предпринимает огромные усилия для контроля над вирусом. Как и во время вспышки атипичной пневмонии, когда в 2003 году за 7 дней в Пекине была построена больница «Сяотаншань», ныне также в рекордные сроки за 6 дней возведена первая больница в Ухане на тысячу мест. Ещё одна, на 1300–1600 койко-мест, будет сдана в эксплуатацию через 15–20 дней. Ни одна другая страна не может даже приблизиться к таким срокам строительства. Такое сотворить может только великий Китай.
Лу Сюэ,
бухгалтер строительной компании,
Ланчжун, провинция Сычуань
Надеюсь, мир, другие страны не будут, как у нас говорят, бросать камни на упавшего в колодец. В своё время французский «Шарли Эбдо» опубликовал карикатуру на смерть сирийского мальчика, теперь датчане нарисовали флаг Китая, на котором вместо звёзд изображён коронавирус. Странный у европейцев юмор. Когда в сердце одного человека или даже целого народа нет сердечности, доброты, любви – это пострашнее коронавируса.
Чжан Линьлинь,
заместитель директора авиакомпании,
Пекин
Очень переживаю за родных. То, что пишут в интернете (что на китайском, что на русском), часто надо делить на десять.
Сегодня сдала 5 тыс. рублей русской подруге, которая организовывает покупки медицинских масок для отправки в Китай. Там они, хотя их и активно производят, стали дефицитом. В Пекине у меня остался 83-летний отец. Сидит дома, как сейчас все китайцы. Власти этого требуют, да и сами боятся без особой нужды куда-либо выходить.
Не скажу, что все паникуют. Но могу точно сказать, что от «домашнего ареста» люди с ума сходят. Высовываются в окно и кричат незнакомому соседу напротив – «Выгляни, поболтаем». Юмор помогает переносить вынужденное безделье. Вот свежий анекдот: «Проснулся – до окончания новогодних каникул осталось 5 дней. Опять заснул, проснулся – до конца каникул осталось 7 дней. Заснул, проснулся – сказали, что их продлили ещё на 13 дней. Теперь я боюсь заснуть!» Не знаю, надолго ли хватит юмора.
Китайцы теперь поняли, кто настоящие друзья, а кто нет. Допустим, Северная Корея, которую Китай много лет кормил, сразу же закрыла границу. А Япония, которую мы от чистого сердца ненавидим, уже с первого дня оказывает разнообразную медицинскую помощь. И правительство пообещало, что будет одинаково бесплатно лечить и заражённых японцев, и заражённых китайцев, которые находятся в Японии.
Безумно рада, что здесь пошёл наконец снег. Вирус не выживет. Пусть сдохнут все вирусы. Из-за них нам и в России теперь не по себе. Мне одна китаянка написала: «Я, как послушная китаянка, направляясь в университет, надела маску, но как вошла в автобус – все пассажиры на два-три метра отскочили. Чувствую себя виноватой непонятно за что».
После этого письма я шла на работу с опаской. Думала, никто в учительской не будет со мной разговаривать. Но я ошиблась. Коллеги, а это в основном женщины, дружно полчаса ругали американцев – да это они всё там наделали, очень много странных совпадений, – а потом хотели покормить меня обедом. Все пытались успокоить. Очень трогательно.
Сегодня я самая счастливая учительница на свете ещё и вот почему. Два дня готовилась к тому, что мои ученики начнут задавать неудобные вопросы. Почему, например, китайцы едят летучих мышей. Откуда мне знать? В Пекине, откуда я родом, их не едят. А сегодня четвероклассник… нет, он не спросил. Он подошёл и тихо сказал: «Учитель, у вас уже умерло 200 с чем-то человек». И смотрит так сострадающе – у него такие глазки, как у котёнка, такой жалостливый взгляд, чувствуется, что ребёнку прямо плохо, правда всех жалко. Я, конечно, растаяла.
Ли Инин,
учительница китайского языка,
Санкт-Петербург
Вероятность заражения крайне мала. В стране с населением более 1 млрд точно диагностировали коронавирус только у нескольких тысяч (по сравнению с атипичной пневмонией (SARS) – очень низкий процент заражения), менее 10% летальных исходов. То есть вероятность заболеть примерно равна вероятности попадания в авиакатастрофу.
Мне кажется, что СМИ намеренно раздувают истерию. Не стоит волноваться и поддаваться панике, необходимо соблюдать гигиену и использовать средства защиты. Поскольку вирус передаётся от человека к человеку, Китай предпринял серьёзные меры по контролю – и это правильно, без сопротивления вирус будет стремительно набирать силы и расползаться. Вот такое объявление разместило домоуправление нашего микрорайона: «Уважаемые собственники! …Всем жителям необходимо при выходе из дома надевать медицинские маски, регистрировать информацию о перемещениях и входить на территорию микрорайона только после измерения температуры. Ради нашей безопасности просим всех соблюдать бдительность».
Ли Лэй,
юрист,
Ханчжоу, провинция Чжэцзян
Я жила в Ухане и знаю, что санитарно-гигиеническая обстановка рынков удручающая. Все бросают оставшееся после продажи, после еды, трупы умерших животных. Играет свою роль и время года. У большинства уханьцев нет обогревательных приборов, кондиционеров. Влажно. Холодно. В этих условиях бактерии и вирус начинают вместе развиваться. То есть вирус оказался в идеальной ситуации для размножения.
Все смотрят новости из Уханя и паникуют, не понимая, почему так много людей лежат в больницах на полу без движения, а врачи и медсёстры к ним не подходят. Сейчас эпидемический сезон, многие с симптомами гриппа отправляются к врачам. Население Уханя составляет около 11 млн человек плюс где-то 4 млн приезжих, и все, у кого есть хоть какие-то признаки болезни, побежали в больницы! Это, кстати, возможно и привело к масштабному инфицированию.
Только при быстрой скорости распространения вирус может долго жить. Его агрессивность возрастает, но при этом он постепенно теряет свою токсичность. Обычно первая волна вируса уносит 10–15% жизней заболевших, но, возможно, этот вирус будет слабее, чем SARS. Тяжёлые формы болезни отмечались только в 20–30% случаев, у остальных не было необходимости в использовании специальной медицинской техники, дыхательных аппаратов. В целом сегодня процент людей, нуждающихся в госпитализации, низкий.
Нет в мире ни одной страны, ни одного мегаполиса, где в одночасье могут принять такое количество пациентов и где есть соответствующее количество медперсонала. Наши врачи оказались в тяжелейших условиях – 24 часа у постелей больных, у них подорванное психическое состояние. Врачи – тоже люди, они тоже боятся.
Хэ Мяо,
токсиколог,
Оттава
Прошла информация об аресте в США Чарльза Либера. Его обвиняют в сокрытии доходов от Уханьского технологического университета. Среди прочего, он пионер в разработке «бионаноэлектронных сенсоров, способных обнаруживать заболевания на уровне одной заражённой вирусом частицы». Либер получал финансирование и от американского военного ведомства. Может быть, в этих опытах, а не в съеденной змее, которая съела летучую мышь, проблема?
Лю Сяомань,
директор отдела продаж,
Сюйчжоу, провинция Цзянсу
Моя провинция Фуцзянь – исторический регион производства чая и традиционных чайных церемоний. Постоянные и длительные приёмы чая – профилактика от вирусов. Так что пили чай, смотрели телевизор и интернет-СМИ, любовались цветами, грелись на солнышке (всё-таки наш Новый год – это праздник весны), помогали детишкам делать домашние задания. Занимались мелкими делами, на которые обычно нет времени. Да, скучновато. Нельзя выйти из дома. Но только так можно одолеть этот вирус.
Чжао Сяобинь,
владелец чайной плантации,
Цюаньчжоу, провинция Фуцзянь