Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 04 сентября 2024 г.
  4. № 35 (6949) (04.09.2024)
Литература Библиосфера Рецензия

Предчувствие будущего

04 сентября 2024

Валерий Иванов-Таганский. Внуки. – М.: Серебряные нити, 2024, – 328 с. – 1000 экз.

В романе «Внуки» Иванова-Таганского, глубоко и с огромной болью переживающего всё, что произошло с народами, некогда составлявшими СССР, замысловато переплетаются линии России, Украины, Латвии, Канады. Герои встречаются и взаимодействуют в условиях, когда русские, казалось бы, не могут дружить с латышами и украинцами. Но авторская смелость состоит в том, что Иванов-Таганский их сталкивает и воссоединяет вопреки тому, что творят в нынешней исторической реальности западные политики, бесстыдно продавшиеся с потрохами своим заокеанским господам.

И тут, конечно, встаёт главный вопрос: кто, кого и зачем стравливает друг с другом? Это внешняя вражда, удобная для того, чтобы миллиардеры становились лишь ещё богаче? Или это внутреннее, глубоко укоренившееся в народах желание разделяться и враждовать, вспоминать многовековые обиды, таить злобу друг на друга, дабы в удобный момент истории эту злобу выплеснуть?

В новом романе Алексея Варламова «Одсун» ставится этот же вопрос. На примере взаимной вражды чехов и немцев писатель доказывает, что сейчас народы Европы не дружат между собой, как положено друзьям, а дружат лишь против нас, против России.

И напрашивается вывод, что, если Россия вдруг перестанет существовать, эта связка мгновенно лопнет. Скрываемые обиды снова выскочат из своих сундуков, и пойдут бить друг друга поляки и украинцы, поляки и немцы, немцы и чехи, немцы и французы. Шведы вновь завоюют Финляндию, англичане – Ирландию, венгры – Словакию и Хорватию и так далее. И, стало быть, лишь существование России заставляет европейцев сдерживаться и не грызть друг друга.

Герои романа «Внуки» – замечательные люди, не желающие продолжения всемирной злобы. Действие начинается с того, что главный герой – театральный деятель Семён Николаевич Бокалов – находит в интернете информацию о латышской девушке Дзинтре Кроллинс, отправившейся из Канады на Украину следом за своим возлюбленным Олесем. Когда-то давно, в советские времена, Бокалов хотел жениться на девушке, тоже носящей имя Дзинтра, но брак сорвался, и теперь оказалось, что в момент расставания она была от него беременна. И эта канадская латышка – его внучка. Она тяжело ранена, находится в харьковском госпитале, и он мгновенно принимает решение вытащить её оттуда, познакомиться, а там – будь что будет!

Главное достоинство романа «Внуки» – непредсказуемость сюжетных поворотов. Герои оказываются то на Украине, то в Латвии, то в Канаде, и везде происходит нечто неожиданное.

Но все эти неожиданности придуманы писателем не для развлечения читателя, а для преломления личностей персонажей, чем, собственно, настоящая литература отличается от развлекательной – перипетии проверяют героев на прочность, закаляют или разрушают их.

В этом я вижу главное достоинство романа «Внуки» и всего творчества Валерия Иванова-Таганского.

Главная его цель – показать, что, несмотря на попытки столкнуть народы, в итоге всё равно над подлостью и коварством берёт верх человечность.

Несколько лет назад мы с семьёй совершили большое турне по Белоруссии, Литве, Латвии и Эстонии. И если в родной Белоруссии, одной из достопримечательностей которой является белоснежный замок родовой усадьбы Сегеней в деревне Краски, мы чувствовали себя как дома, то отправляясь в Прибалтийские республики, конечно, побаивались, не нарвёмся ли на агрессивность. И каким же удивлением стало для нас то, что в отношении нас и литовцы, и латыши, и эстонцы проявляли необыкновенную учтивость, в разговорах уверяли, что только властители разжигают ненависть к России.

Конечно, они не хотели бы снова стать частью СССР, но входить в дружескую орбиту России хотели бы.

Тут надо оговорить, что беседы эти были не запланированные, а случайные – в такси, в парке, в замке Тракай, на берегу Рижского взморья, в кафе и ресторанах. А единственный случай агрессии произошёл в Таллине, когда русский человек обратился ко мне грубовато: «Слушай, ты, дай оккупанту на опохмелку!»

Одну из главных героинь романа «Внуки» зовут Дзинтра Яновна. Это сочетание имени и фамилии греет мою душу. Моя мама подрабатывала машинисткой, и однажды она перепечатывала диссертацию растениевода Дзинтры Яновны Силис. На слух я воспринимал её имя и отчество как Дзин Трояновна. А после школы я целый год подрабатывал лаборантом в Институте растениеводства под руководством этой самой Дзинтры Яновны Силис. Да я и вообще мог родиться латышом, потому что одно время моя мама собиралась замуж за рижанина Бруно.

По телевизору мы день ото дня видим озверение в адрес России со стороны стран Прибалтики. Не знаю, как сейчас, но во время нашего турне мы не ощущали никакого негатива со стороны местного населения. Вот почему я охотно верю Валерию Александровичу, когда он пишет о том, что далеко не все жители Латвии отрицательно относятся к нам.

Сейчас, думается, озлобленных прибалтов стало больше. А действие романа разворачивается в самое наше нынешнее настоящее, уже после провала «контрнаступа» ВСУ летом 2023 года. И именно в наше время Бокалов за участие в демонстрации против сноса памятника советским воинам попадает в рижскую тюрьму, где ничего не изменилось с советских времён. Впрочем, не только в Рижском Централе, вообще в Латвии либо ничего не изменилось, либо стало хуже. По стране ходят всё те же электрички с надписью RVR на носу, изготовленные в 60 е и 70 е годы. Моя любимая Юрмала, когда-то цветущий курорт, облезла и пожухла. Когда я повёл жену и дочь в некогда знаменитый ресторан «Юрас Перле», фигурирующий в романе «Внуки», мы не смогли его найти. Оказалось, снесён в 1994 году.

За годы независимости в Прибалтике и на Украине ничего не было построено, эти страны Запад готовил на убой, перекраивая историю, превращая русских в сознании молодёжи в звероподобных орков. Меткая фраза из романа «Внуки» о том, что у Латвии непредсказуемое прошлое, относится и к другим бывшим советским республикам, выбравшим путь противостояния России на радость европейским и американским хозяевам.

Новый роман Иванова-

Таганского, как и предыдущие его произведения, написан хорошим языком, сказывается любовь автора к бунинскому стилю, к классической литературе. В книге нет ничего лишнего, характеры вылеплены чётко и совершенствуются в своём развитии. Главные герои – люди, которых уважаешь, за них болит душа. Читаешь, и постоянно охватывает тревога, преследует желание, чтобы с ними всё было хорошо. Это ли не главное? Сопереживание всегда ставилось во главу угла всеми русскими великими писателями. Незачем читать, если ты не сочувствуешь персонажам. Когда читаешь Иванова-

Таганского, сочувствуешь, а значит, стержневой принцип русской литературы соблюдён.

Вторая особенность романа – познавательность. Тексты Иванова-Таганского полны интереснейших ссылок, подкрепляются цитатами из литературных произведений других авторов. Особая тема – канадские духоборы. Это как своеобразный этнический, светонесущий высверк в тематике романа. Уверен, для большинства читателей эта тема – терра инкогнита.

Иванов-Таганский хорошо владеет искусством создания детали. Какой-нибудь осетинский или монреальский пирог – казалось бы, мелочь, а насколько оживляет картинку. Фотографии, названия улиц, всевозможных заведений, марок автомобилей и тому подобное – вся эта конкретика создаёт эффект присутствия, добавляет реалистичности, а стало быть, веры читателя в то, о чём повествует писатель.

Роман «Внуки» пестрит яркими замечаниями, наблюдениями, афоризмами. Чаще всего в них сквозит горькая ирония, ибо что нам ещё остаётся, кроме горькой иронии, когда мы смотрим на то, что происходит в современной мировой истории?

Но ещё я верю, что пройдут годы, и, если мы не сгорим в пожаре ядерной катастрофы, народы Европы восстанут против своих властителей, продавшихся ненасытным янки. Можно ли было представить четверть века назад, что чеченцы будут уважать нашего президента и воевать вместе с нами против мирового зла? Но история столь же непредсказуема, как сюжеты произведений Иванова-Таганского. И когда-нибудь за нас станут украинцы и грузины, молдаване и латыши, литовцы и эстонцы. И даже поляки с финнами. Немцы опять поймут, что Гитлер был неправ, нападая на СССР, а французы – что Наполеону не следовало идти войной на Россию.

Но пока это только в желаемом будущем, предчувствие которого великолепно показано в данной книге.

Хочу добавить, что у романа «Внуки» есть ещё одна особенность, отсутствием которой страдают многие авторы, а между тем это один из главных принципов большой прозы – книга вовремя начинается и вовремя заканчивается. Роман появился, когда это было необходимо, и завершился, когда следующее за последним словом уже лишнее.

Александр Сегень

Тэги: Книги
Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Хроника подвига

    02.05.2025
  • ЛГ- рейтинг

    02.05.2025
  • Книга преодоления

    30.04.2025
  • Горожанин на земле дедов

    26.04.2025
  • Хомо сапиенс, кура тэ ипсум*!

    25.04.2025
  • Солженицын.

    95 голосов
  • Шаманские пляски

    86 голосов
  • Квадрат гипотенузы

    67 голосов
  • Палата № 26. Больничная история.

    62 голосов
  • Алексей Баталов. Жизнь. Игра. Трагедия.

    47 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS