Не того зятя выбрала Гузеева
В прокат вышла «Тёща» режиссёра Аскара Узабаева.
В день премьеры я отправилась смотреть вышедшую к праздникам новогоднюю комедию – атмосфера праздника уже витает в воздухе, и с лёгким настроением в компании из пяти друзей мы собрались в кинотеатре.
Что увидели? Уже затёртое до дыр противостояние зятя и матери его жены. По традиции тёща – это тот самый семейный диктатор, которому ничего не стоит предъявить что-то супругу своей доченьки. А он, в свою очередь, просто тюфяк, живущий у них всех на шее.
Но создателям фильма «Тёща» этой темы показалось маловато. Нужно было добавить в комедию изюминки. И добавили – теперь уже банальное переселение душ (привет «Любови-моркови», «Васе не в себе» и другим). Неважно, стукнулись ли люди головами или макнули друг друга лицом в праздничный торт – волшебным образом это срабатывает, и теперь мы видим быдловатую Гузееву (которая, к слову, прекрасно сыграла роль тёщи, переселившейся в тело зятя). В своей роли она мне тоже понравилась. Яркая, властная, очень эффектная. Настоящий работник ЖКХ.
Гарик Харламов (который играет зятя), конечно, хороший комедиант, но актёр, как бы это сказать… Всё же в большое кино ему рановато (или вообще не нужно), слишком много кривляния. Странно смотреть, когда немолодой, обрюзгший дяденька явно переигрывает и гримасничает.
Настасья Самбурская здесь играет нетипичную для себя роль. Привыкла видеть её в образе эдакой роковухи, а Варя по фильму – полная противоположность такому имиджу, тем не менее героине Самбурской хочется сопереживать. В отличие от её экранного мужа, где, конечно, куча отсылок на золотые годы «Камеди Клаб», на тёрки Гузеевой – Харламова, плакаты с Мэттом Дэймоном и неприличные шутки, которых в Сети очень много.
Интересно стало ближе к концу фильма, когда зять узнаёт, что тёща не крала деньги из бюджета, а пожертвовала ему. Тёща же, находясь в теле зятя, сталкивается с настоящим отношением к себе общества: муж (Александр Лыков) называет её змеёй, коллеги на работе – душегубкой... Но, оказывается, злая, вечно придирающаяся, нарциссичная дама так себя ведёт, потому что любит родных – просто она своеобразно о них заботится, не умеет по-другому выражать свои чувства. Присутствовавшие со мной в кинотеатре женщины даже прослезились – видимо, нашли в персонаже Гузеевой что-то своё. На меня же не подействовало, может, потому что я ещё пока не тёща, но время покажет.
В остальном же «Тёща» – лёгкий ромком со свойственной этому жанру презентацией «настоящей России» с воровством в ЖКХ, мечтами о Стасе Михайлове, с «глупой молодёжью» и «пожилыми муд…рецами». И всё это под соусом традиционных семейных ценностей. Обычный проходняк, впрочем, не лишённый некоторого очарования. Не буду топить бедный фильм в придирках, которые можно предъявить любой другой новогодней комедии. Ставлю объективную сухую шестёрку из десяти. Новый год всё-таки.
София Буртман
Внутри «Внутри Лапенко»
Новый сезон культового веб-сериала о смешных 90-х.
По мотивам отдельных скетчей известного сетевого юмориста был снят веб-сериал «Внутри Лапенко» о вымышленном городе Катамарановске и 90-х годах, продлённый уже до третьего сезона. Сериал «Внутри Лапенко» в своё время поразил зрителей своей простотой, но в то же время талантливостью и креативностью идеи. Все роли (в том числе женщин, детей и чертей) актёр московского «Электротеатра», а в данном случае сериала, Антон Лапенко играет сам. Более того, он же и режиссёр, он же и сценарист, но не один – помогает ему известный юморист Алексей Смирнов. Кроме того, «вселенная» Лапенко имеет новогоднее «ответвление» – детективный фильм в духе Конана Дойла «Убийство в «Гнезде фазана».
И вот вышел ретроспективный четвёртый сезон.
Сезон яркий, ничем не уступает предыдущим трём. Это всё тот же Лапенко – легко узнаваемые фирменные повадки, словечки героев, абсурдный юмор, неожиданно нагнетающийся саспенс и выполненные в фирменном стиле сюжетные повороты. Но теперь перед нами – герои-дети, и они, конечно, другие, хоть по-прежнему их играет один и тот же актёр. Герои ещё наивнее и безобиднее. Юмора как будто меньше, зато больше ностальгии и оммажей в сторону детского советского кино или фильмов про советское детство.
Снято профессионально, звуковой ряд и цветокоррекция способствуют полному погружению. Очень тепло, добро, трогательно, а главное, уютно! Грань между реальностью, сказкой и мечтой совершенно стирается, и мы снова оказываемся внутри того самого Лапенко. Просто посмотрите.
Кирилл Гладышев
Драма или фэнтези?
На экранах «Лунатики» Юрия Мороза.
Юрий Мороз чаще снимает сериалы, чем полнометражное кино, так что «Лунатиков» можно даже назвать неожиданным для него проектом. До выхода в широкий прокат фильм успел получить несколько призов: «Окно в Европу» в Выборге, Викторию Исакову назвали «героиней нового сезона» и международный кинофестиваль в румынской Валахии отметил его режиссуру. Главный вопрос теперь – понравится ли фильм широкой публике?
Все предпосылки для этого есть: «Лунатики» поднимают важные социальные проблемы и на живом материале препарируют болезненную тему отношений детей и родителей. Хотя на первый взгляд может показаться, что сюжет (сценарий тоже написал Юрий Мороз) из разряда фантастики: уставшая от загулов сына (Степан Белозеров) властная телепродюсер (Виктория Исакова) решает раз и навсегда покончить с его пагубными привычками и прибегает к экспериментальному методу лечения.
Практика психокоррекции необычна настолько, что в дело вмешивается принципиальный следователь (Алексей Филимонов). Начальство советует ему как можно скорее закрыть дело, но он пытается разобраться, что это: незаконное похищение (или даже убийство), возможно ли стереть человеку память и что, чёрт возьми, вообще происходит?
Детективная интрига, впрочем, отходит на второй план. Линейный сюжет «Лунатиков» укладывается в одно предложение, но визуально оформлен столь разнообразно, что может как очаровать, так и отвратить от просмотра. Приёмы сменяют друг друга: стилизация под ч/б, имитация дефектов плёнки, а следом и солнечные флешбэки, и настоящий рэп-клип…
Правда жизни остаётся лишь в характерах. Исакова изображает тот тип матери, который чаще всего можно увидеть в артхаусе. Холодность и эгоизм её героини раз за разом перебарывают материнские инстинкты и потребность любить. Она источник невыносимого давления, под которым ломается явно не понимающий, во что он ввязался, любовник (Дмитрий Чеботарёв) и от которого тщетно пытается улизнуть наследник. Сбежать получается только на больничную койку – и даже после этого разочарованная мать выдохнет: «Умеешь ты праздник испортить».
Ещё удивительнее, что лента получилась агиткой против запрещённых веществ, хотя сама при этом напоминает бэд-трип. В атрибуты молодёжной жизни Юрий Мороз погружается без неприязни и предубеждений, с отсылками управляется играючи, да и концовке придаёт такую полярность, что диву даёшься. В общем, не просмотр, а сплошной когнитивный диссонанс.
В фильме нет ни одной слабой актёрской работы. Упомяну ещё замечательную Надежду Маркину в роли всё пережившей и потому циничной бабушки. В итоге склоняешься к тому, что жанр картины – фэнтези, моделирующее пограничную, предельную ситуацию не только для создания увлекательного кино, но и как наглядный урок заблудшим и их близким. Вряд ли реальны такие операции. Вряд ли можно беседовать с подсознанием впавшего в кому. И вряд ли ещё остались у нас такие следователи, как в фильме.
Впрочем, любое, пусть даже неровное, как в нашем случае, но настоящее искусство моделирует некий психологический эксперимент. И в этом смысле жанр – фэнтези.
Юлианна Струкова
Новая Яга
Одноразовая сказка.
Если бы я посмотрела фильм «Баба-яга спасёт мир» несколько лет назад, то была бы очарована тем, что отрицательных героев показывают в новом свете, ведь это было свойственно западным фильмам, а не нашим. Однако теперь есть с чем сравнивать и в нашем кино («Последний богатырь» и другие) – новая «Баба-яга...» в этом смысле очарования лишена. В фильме замечательный актёрский ансамбль: Людмила Артемьева (Баба-яга), Глафира Тарханова (Марья), Олеся Железняк (Кикимора), а также Ольга Науменко, Ян Цапник, Марат Башаров и другие, но очень корявый сюжет (сценаристы – Юрий Ненев, Карен Захаров, Армен Ананикян, Сергей Юдаков и Евгений Вихарев). Многие персонажи ярко заявлены, но не раскрыты. В жанре семейно-детского кино, как мне кажется, так нельзя. Должна же быть хоть какая-то смысловая нагрузка и чётко выстроенная линия, которая подведёт юных зрителей к итоговой морали. Фильм сделал попытку затронуть важную социальную тему вражды между людьми, от которой страдают все, но раскрыть её в полной мере не удалось. Выражаясь современным молодёжным сленгом, создатели «слили» концовку.
И вроде смотреть нечего, а всё равно немного цепляет. Но не с лучшей стороны. Я смотрела картину со своей семьёй, и в зале было много совсем маленьких зрителей, но в кино было несколько чересчур «взрослых» моментов – они смешные, но точно не для детей.
Впрочем, как лёгкий фильм для просмотра пятничным вечером, с задачей одноразовой комедии, расслабляющей в конце тяжёлого рабочего дня, «Баба-яга...» справляется.
Арина Ломакина
Авторы материалов – студенты Института современного искусства.