Сергей Рачинский. Учитель века. / Составитель и автор вступительной статьи Ирина Ушакова. — Издательство: Русский мир, 2023 г. (Русский мир в лицах).
Дополненная иллюстративным материалом книга знакомит читателей с выдающимся педагогом-подвижником С.И. Рачинским, эпистолярными беседами его с Л.Н. Толстым, В.В. Розановым, П.И. Чайковским, И.Ф. Тютчевым, крупными духовными деятелями и другими собеседниками, оставившими свой след в истории России. Думающему читателю будут интересны статьи Рачинского, в том числе вошедшие в неоднократно переиздаваемый до 1917 года его труд «Сельская школа», прочитав который Розанов отозвался так: «Книга эта – одна из самых замечательных, и, может быть, не только за наше время, но и за наш век; как и личность, за нею стоящая, есть бесспорно одна из самых светлых, безупречных личностей нашего времени и, быть может, нашего века». Ординарный профессор-ботаник Московского университета, первый переводчик на русский язык труда Чарльза Дарвина «О происхождении видов», человек культуры, племянник поэта Е.Боратынского, дядя будущей жены одного из сыновей Л.Толстого, Рачинский, оставив университетскую кафедру, выбрал стезю сельского учителя, причём для этого ему пришлось сдать экзамен на скромное учительское звание. Один из современников вспоминал, что даже внешний вид Рачинского изменился: в юности он был «как денди лондонский одет», а поселившись в своём родовом селе Татево Смоленской губернии, стал одеваться почти бедно, разделяя с учениками своей школы не только еду, но и труд. Рачинский более 10 лет жил в двух комнатах при школе, что, несомненно, удивит читателя, который увидит в книге прекрасную усадьбу Рачинских, расположенную неподалёку. Крестьянские дети в школе всё делали сами: убирали, мыли, выращивали сад, работали в огороде, прислуги не имелось, только готовила на всех кухарка. Рачинский взял на себя самую неприятную обязанность, в дневнике (запись от 9 сентября 1883 года) читаем: «С утра дождь, затем дождь до обеда. Вечером — прекрасная тёплая погода. / Ходил в школу и убирал навоз с площади». Наверное, многих, знавших Рачинского в годы его профессуры, удивляло выбранное им трудное поприще. П.И. Чайковский писал ему: «...люблю припоминать приятные вечера, которые проводил у Вас в Вашей уютной квартирке на Дмитровке, нередко задумываюсь над странной судьбой Вашей, столь неожиданно перенёсшей Вас с университетской кафедры на стул сельского учителя...». Действительно, загадка жизни и личности Рачинского не менее его трудов интересна и поучительна, более того, именно здесь можно обнаружить «золотую точку» — подспудный, почти подсознательный мотив его подвижничества. Судьба каждого человека имеет свой код, а этот код — ключевое слово, которое ведёт человека по его жизненной дороге, запускает и питает «двигатель» его деятельности. У многих такое слово — «семья», у других — «деньги» или «власть», у третьих — «слава» или «почёт». И лишь у натур, томимых духовной жаждою, ключ к судьбе не столь однозначен. Думается, «кодовым понятием» Рачинского было — преображение. Если так, всё в его судьбе: и неожиданный зигзаг преподавательской карьеры, и перевод Дарвина, и его подвиг сельского учительства, организация на свои средства нескольких церковно-приходских школ, а шире — русской национальной школы, ставшей частью живой народной жизни, — приобретут единое звучание. Дарвинская идея эволюционного развития и стремление учительским служением постепенно, шаг за шагом, пробуждать в народе не только ««идеал благочестия и добрых нравов» как отсвет Преображения Иисуса, но и громадное «количество дремлющих художественных сил» — станут единым полем духовного устремления. Преображение неграмотного крестьянского мальчика в подростка, пишущего без орфографических ошибок, поющего по нотам, восхищающегося «Одиссеей» Жуковского и музыкою Моцарта, а, главное, в думающего одарённого человека, обретшего своё призвание, радовало Рачинского, как радует родителей счастливый верный путь их ребёнка. Он был уверен «обезличение — (...) сопровождает всякий регресс», пробуждение призвания, то есть личности, в сельском мальчике или девочке (в основанных Рачинским школах со временем стали учиться и девочки) – один из этапов преображения не только отдельного человека, но и всей жизни. Рачинский подготовил 40 учителей сельских школ, и любой из его воспитанников мог бы повторить слова диакона Василия Цыганова: «Каждый из Ваших учеников старается оправдать Ваше доверие, и своею жизнею и делами доказать, что он Ваш ученик!». Православие, считал Рачинский, «сила наиболее хранительная в государстве», и выбор некоторыми из его учеников духовного поприща звучал в унисон с миссией преображения. «Ничто не может быть разительнее, отраднее той внутренней метаморфозы, — писал Рачинский Розанову в феврале 1894 года, — которой подвергаются хорошие мои ученики, меняя пиджак на рясу. Это явление, столь же любопытное и наглядное, как превращение куколки в бабочку, всегда радует меня (...) как экспериментальное доказательство действительности таинства священства». Один из воспитанников Рачинского — деревенский мальчик-сирота, Александр Васильев, стал известным протоиереем, с 1910 года он — законоучитель и духовник царских детей, в 1918 году Васильев был арестован и расстрелян фанатиками красного террора.
Священники и диаконы из учеников Рачинского активно включались в школьный процесс, в том числе и в решение задачи постепенного оздоровления сельской жизни от порока пьянства. Министр граф Путятин писал ещё в 1861 году: «правительство оставит за духовенством право учить народ, избегнет значительных расходов и может надеяться на более прочное и удобное распространение школ грамотности, (...) при главном участии духовенства в народном образовании, может быть достигнуто религиозно-нравственное развитие народа». Той же линии придерживался состоявший в дружеских отношениях с Рачинским и Ф.М. Достоевским К.П. Победоносцев, письма которого Рачинскому публикуются впервые. Мы обычно воспринимаем блоковское определение «Победоносцев над Россией / Простёр совиные крыла» как отрицательное, но ведь сова ещё и символ осторожной мудрости. Благодаря деятельности Победоносцева как обер-прокурора Св. Синода число церковно-приходских школ возросло до 42 696 (данные за 1905 год), что составляло 46,5% от всех начальных школ Российской империи. Сейчас в России (данные 2023 г.) меньше 40 000 школ. И этот горький факт (уничтожение сельских школ и деревень) ещё раз подтверждает истину: обществу необходимы не только либералы, но и консерваторы, перевес одних обычно вызывает реакцию — доминирование других, а основа жизни — здоровое стремление к сохранению равновесия.
В школе Рачинского большое внимание уделялось искусству. Преображение другого ученика в талантливого художника (затем — академика живописи) буквально восхищало учителя: в книге представлены фотографии работ Николая Богданова-Бельского, в том числе очень известной «Устный счёт. В народной школе С.А. Рачинского». Задания на уроках были всегда связаны с практической стороной жизни. Рачинский отмечал, что дети гораздо лучше воспринимают, к примеру, теорию пчеловодства, если видели ульи. Составленное им пособие «1001 задача для умственного счёта» до сих пор переиздаётся. Современные школы, о которых есть статьи в книге: Ивановская на Лехте, Свято-Алексиевская гимназия в Ярославской области, Русская школа в Твери, Школа народного искусства императрицы Александры Фёдоровны в Санкт-Петербурге, — используют подходящий их направлению опыт Рачинского.
Украшением книги стала документальная новелла «Школьный поход в Нилову Пустынь». Ясный, чистый язык, живописные пейзажные и точные психологические зарисовки выказывают ещё одну сторону дарований этого удивительного человека. Рачинский в юности сочинял стихи (одно альбомное его стихотворение можно найти в библиотеке М.Мошкова), был музыкален, профессионально понимал и чувствовал власть музыки над человеческой психикой. Поэтому преображающему душу церковному пению отводилась в его школе большая роль. Учили в школе и церковно-славянскому языку. Было замечено, что такие занятия излечивают заикание. Рачинский писал: «сельская школа уже теперь обязана сообщать своим питомцам знание церковно-славянского языка (…) это такой педагогический клад, которым не обладает ни одна сельская школа в мире. Это изучение, составляя само по себе превосходную умственную гимнастику, придаёт жизнь и смысл изучению языка русского, придаёт незыблемую прочность приобретённой в школе грамотности».
В книгу вошли воспоминания о Рачинском и ряд высказываний наших современников о роли и значении «учителя века»: так называл Рачинского князь Э. Ухтомский. Приведён Высочайший рескрипт Николая II на имя Рачинского от 14 мая 1899 г..: «...Школы, вами основанные и руководимые, состоя в числе церковно-приходских, стали питомником в том же духе воспитанных деятелей, училищем труда, трезвости и добрых нравов и живым образцом для всех подобных учреждений. Близкая сердцу Моему забота о народном образовании, коему вы достойно служите, побуждает Меня изъявить вам искреннюю Мою признательность. Пребываю к вам благосклонный. Николай».
Книга свидетельствует: благое дело не умирает. И пусть вдохновят читателя и даруют нам всем веру в преображение России слова Сергея Александровича Рачинского: «Современная Россия не вся в поругании святыни, в хищениях и глумлениях, во лжи адвокатских речей и журнальных писаний, в тупом разгуле кабака и в откровенном разврате образованных классов. Есть течения иные, сокровенные и глубокие, есть чистые люди, есть добрые дела...»