Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управление подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 28 августа 2024 г.
  4. № 34 (6948) (28.08.2024)
Литература Настоящее Прошлое

Преображение Платонова

К 125 летию со дня рождения великого писателя

28 августа 2024

Золотой гвоздь

Унося под мышкой рукопись романа «Чевенгур», отвергнутого «Товариществом московских писателей», Андрей Платонов вдруг обернулся и тихо-властно сказал:

– Эх вы, жалкие люди! Вытащили у вас прямую кишку, прибили золотым гвоздём к столу и сказали: двигайтесь!

Чуть помедлив, он подошёл к одному из столов, выдернул, словно клещами, невидимый гвоздь и в сердцах швырнул его на пол…

Не знавший юности, с тринадцати лет служивший «мальчиком», а затем помощником машиниста, учившийся в Политехе, вступивший добровольцем в Части особого назначения, сражавшийся против конницы Шкуро, краснорабочий, землеустроитель, инженер-писатель, возлюбивший истину и за это грубо отторгнутый партией большевиков – своими мыслями он вызывал приторную скорбь и слюнотечение у растущей как на дрожжах номенклатуры.

Идя по Москве, вглядываясь в её стёкла, Платонов видел: родная страна в них не отражается! Но когда распознавал родное – преображался: истончившаяся шея византийского аскета наливалась силой, суровый лик советского страстотерпца светлел. Как материнского молока, алкал он густых мыслей и свежей речи! Однако хватал губами лишь раздражаемый безудержным трёпом московский воздух. Он говорил жене, что с литературой ему пора кончать, иначе она его прикончит: «нет комнаты, нет денег, износилась одежда». А ведь за плечами в котомке нищего языкотворца уже хранились улётные повести: «Эфирный тракт», «Сокровенный человек», «Ювенильное море», «Джан». Пластом покоился «Чевенгур». Предсмертно трепетали оплёванные тогдашним писательским сообществом рассказы: от «анархистского» «Усомнившегося Макара» до рвущего сердце «Юшки».


Платонов и смерть

Рано, очень рано, ещё в Ямской, сросшейся с Воронежом слободе, раздумался он о смерти. Смерть, как подоплёка позорного исхода жизни, вызывала оторопь, жуть. Позже, в рассказе «Железная старуха», Платонов свои детские ощущения передал мальчику Егору, вдруг узнавшему про железную старуху. Егор решил её напугать, чтоб от испуга она околела: «Егор уставился в окно; прежний свет тёмной земли озарял стекло, но унылый стонущий звук повторился опять: ехала то ли телега вдали, или железная старуха шла по оврагу и томилась, что люди живут и рождаются, а она никак не дождётся, пока будет одна на свете».

Но тоски от «любопытства к смерти» Платонов не испытывал, и в 1943 м уверенно писал о грядущей победе над ней: «После немца мы пойдём войной против смерти. И одолеем её...» В его замысле обновляемой Вселенной места для смерти не было. Случались, правда, резко-болезненные вздроги от свиста её косы: «Мы поднимаемся на прахе своих отцов!» Однако вперекор смертным содроганиям всплывали в уме слова Николая Фёдорова, звавшего к сверхусилиям для помощи Творцу во имя безотлагательного Воскрешения. Для Платонова орудием в схватке со смертью стал русский язык.


Тарабарщина или сакральное просторечие?

У каждого слова – своя душа. Человек уходит, его язык остаётся. Остаются характерные обороты речи и особое строение фраз. Живородящее платоновское просторечие проступало именно в «неправильных» фразах. Разговор о жизни и смерти на жёвано-бумажном языке был Платонову чужд, а он со своим сакральным просторечием был чужд большинству писателей, журналистов, рабочих, колхозниц.

«Я постоял в неизвестности и отошёл посмотреть на местный капитализм. Он заключался в дворах, непримиримо желавших стать поместьями, и в слабых по виду людях, только устно тосковавших по колхозу, а на самом деле, может быть, мечтавших о ночной чуме для всех своих соседей, дабы наутро каждому стать единственным хозяином всего выморочного имущества».

Язык Платонова был замечен и был оттаврован. О повести «Впрок» Сталин написал уничижительно и грозно: «тарабарский язык». И потребовал от журнала «Красная новь» впредь рассказов «агента наших врагов» не печатать.

Подступил год 1937 й, за ним 1938 й. По доносу одноклассника отсекли часть родимой плоти, осудив на 10 лет сына Платона. И хотя через два года, после немыслимых хлопот, сына освободили, это не помогло: двадцатилетний Платон в 43 м от лагерной чахотки скончался.

От умерщвления вещества собственной прозы и личной человеческой сущности спасла Великая Отечественная. Заметки военкора Платонова проложили путь к новым рассказам, не утерявшим своеобычности, но обретшим прочность и свежесть прожаренной над костром офицерской гимнастёрки. Проза участника боёв обострила умо-зрение и привела к прямовидению: то есть к способности узнавать действительность без помощи привычных органов чувств, всем естеством сразу. Перечитайте рассказ «Иван Великий». Именно прямое вѝдение событий подсказало: «Без смысла на войне нельзя». Из бессмысленной бойни война превращалась в кровавую, но неизбежную спутницу мира!


Вещесловие Платонова

В «Письмовнике» Курганова есть меткое словцо: «вещесловие». Оно как раз о прозе Платонова. Его полновесное слово влияло на всю фразу. Фраза снабжала единичное слово доречевыми и речевыми жестами. Постепенно каждая фраза стала отражать всего Платонова. В его прозе проявился открытый лишь сейчас принцип голограммности Вселенной, где каждая часть содержит не только информацию о целом, но и передаёт его суть. Голограммная проза Платонова и есть малая Вселенная великого русского слова!

«Вещесловие» уводило писателя от корявых аббревиатур и дешёвых заимствований, отмыкавших русское сознание на манер воровской «фомки» и употреблявшихся им саркастически, что сразу заметил Сталин, окрестив язык Платонова ещё и балагурским. Нежно духарясь и тайно балагуря, обволакивал Платонов советские языковые обломыши и неожлобизмы плотью народного слова. Не эпоха творит язык! Народное просторечие творит эпоху. Вот почему вопреки утверждениям нобелиата Бродского о воздействии языка эпохи на Платонова важно сказать: это Андрей Платонов творил языкосмыслы века. Не наоборот!

Откуда такая мощь платоновского языка, раздражавшая верхи и низы? Из чернозёмной почвы. Из ямской и паровозной удали, из таинственной русской глубины. Хруст грамматических конструкций (пустопорожних, омертвелых), долетавший из его вещей, ужасал гугнивых строчил. Придурковатым мужиком звали они Платонова, уподобляя его же герою Фоме Пухову. Платонов придурком не был. Он был мирским юродивым. Уходя от культурных принуждений эпохи, он нутром выбрал мирское юродство как систему творческого поведения, позволявшую писать неслыханные вещи и взращивать в себе не смерть, а жизнь!


Ангел Речи

На моём столе в рамке – фотография Андрея Платонова. Часть его лица озарена светом. Рядом с портретом лист со словами Варсонофия Оптинского: «Сотворённые духи не все сохранили верность Богу; треть отпала от Создателя, из благих они сделались злыми, из светлых – мрачными. Чтобы возместить потерю, сотворён был человек. Теперь люди, работающие Богу, по кончине своей вступают в лик Ангелов...»

Сотворённый для нужд земли и неба, «работавший» Творцу и России, Платонов в чин ангельский, может, и не вступил. Однако соработником Ангела Речи бесспорно стал.

Но не только речь оставил нам земляной и речной человек Платонов. Детско-евангельский наив позволил ему создать свою картину мира: без трупиков прижизненно умерших чинуш, с электростанциями по бокам, мелиоративными системами посредине, угрожающим котлованом у ног и космолётами над головой.

Платонов литургичен, как разворот Евангелия. Симфоничен, как обширный комментарий к посланиям апостолов. Взяв в «жёны» народную антропологию, он создал «платоновское» направление, а в нём – литературно-философскую «школу» срединно-русского письма, укрепив при этом предсказательную способность и единичного слова, и всего стиля. Но главное: в прозе Платонова время меняет плотность, позволяя нам вольготно перемещаться в его духонасыщенном пространстве!

«Неостывающая глубокая теплота» охватывает при чтении текстов Андрея Платонова. И от этого захватывающего чувства его строки преображаются, рождая внутри нас собственные, небывалые образы России и мира. От нашего прозорливого чтения преображается и его бессмертная душа.


Тэги: Дата Классик
Обсудить в группе Telegram

Борис Евсеев

писатель, лауреат премии Правительства РФ в обл... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • «Артековец сегодня – артековец всегда!»

    13.06.2025
  • Возрождение – дело чести

    13.06.2025
  • Смерть после Победы

    07.05.2025
  • Дух Эльбы. Помнят ли о нём в США?

    25.04.2025
  • И море слушаю, и сушу…

    07.03.2025
  • Кипучая энергия духа

    217 голосов
  • Неотступающая Юнна

    105 голосов
  • Мифы и смыслы

    90 голосов
  • Покушение на ГОЭЛРО

    67 голосов
  • «Я вынес пути и печали»

    67 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Премьера Дата Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Век Фильм Поэзия Калмыкии Презентация ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
  • Пользовательское соглашение
  • Обработка персональных данных
ВКонтакте Telegram YouTube RSS