Если ТВ поражает вас чем-то новым, будьте уверены: всегда найдётся тот, кто уже самоотверженно занимается этим много лет без какой-либо медийной поддержки. Эпигоны быстро забывают источник вдохновения, выдавая чужой труд за нечто, недавно ими изобретённое. Примеров тому – море: начиная с «Романтики романса», кончая «Призраком оперы».
Заслуженный деятель искусств России Галина Преображенская – вдохновительница конкурса «Романсиада», которому в этом году исполняется 15 лет. Именно благодаря этой красивой, хрупкой женщине, её воле и энергии в эпоху, казалось бы, беспрекословного триумфа попсы русский романс жив. Более того уникальный жанр, сочетающий душевность народной песни и совершенство классического вокала, развивается. «Начальники эфира», озабоченные поисками «новых форм», наконец обратились к вокальной классике, но оценил ли кто-нибудь из них многолетнюю борьбу Преображенской за русский романс? Пока одни, пользуясь плодами чужих трудов, извлекают из музыки рейтинговый профит, другие эту музыку творят, воссоздавая великий русский национальный вокальный жанр.
Любимые романсы старых мастеров и современных композиторов, несмотря ни на что, звучат в Колонном зале Дома союзов (в этом году 16 декабря), и юные певцы, овладевая этим трудным, прекрасным жанром, становятся рыцарями русской культуры. В борьбе за настоящую музыку «Преображенцы» совершали и совершают подвиг, значение которого для современной русской культуры, к сожалению, не оценено, но, к счастью, неоценимо.
Интервью с Галиной Преображенской
– «Романсиаде» в этом году исполняется 15 лет. Конкурс прекрасно известен поклонникам русской музыки, все мероприятия «Романсиады» традиционно собирают полные залы – почему же вокруг него информационный вакуум?
– Это вопрос, который я себе постоянно задаю. Возможно, жанр романса, требующий «работы души», не совсем отвечает развлекательным задачам телевидения. Для большинства каналов этот жанр – неформат. Мы благодарны каналу ТВ Центр, ежегодно осуществляющему трансляцию «Романсиады» из Колонного зала Дома союзов. Жаль только, что нам выделяется очень мало эфирного времени – трудно впопыхах создать атмосферу конкурса с его победами и поражениями, дать возможность исполнителям высказаться в романсе и представить всё великолепие концерта лауреатов. Этот праздник – увы – видят только счастливые обладатели билетов в Колонный зал. Жаль: потенциала «Романсиады» хватило бы на большой и увлекательный цикл программ, ведь конкурс проходит в течение полугода во многих городах России и ближнего зарубежья, он очень телегеничен: молодые талантливые артисты, маститые наставники – члены жюри, живописные путевые зарисовки, переполненные залы… Но если на ТВ Центре всё же у нас есть уголок, то телеканал «Культура», пропагандист музыкального искусства, за все пятнадцать лет существования «Романсиады» не удостоил нас даже сюжетом – ни сам конкурс, ни другие творческие состязания под знаком «Романсиады», ни даже созданный по нашей инициативе первый и единственный в стране «Дом Романса». Странно и то, что в программе «Романтика романса», украшением которой являются лауреаты «Романсиады» Лариса Луста, Ирина Крутова, Карина Сербина, Инна Разумихина, Максим Катырев (могу назвать ещё тридцать имён), существует негласный запрет на упоминание о «Романсиаде». «Мы конкуренты» – так объясняет свой отказ редактор программы. Мне же кажется, что мы призваны делать одно дело и делить нам нечего – но я, по-видимому, несколько наивна.
– А разве не конкуренты? Сейчас всё ТВ переключается на классику: появились проекты, посвящённые опере или, например, балету, как «Болеро». Но вот вопрос: воспитание ли это вкуса телезрителя или наоборот – снижение классического искусства до массовых потребностей?
– Раньше мне казалось, что подобные вещи несут пользу и способны дать большой пропагандистский результат. Я и сама делала в 1989 году маленькую телепрограмму, где пыталась увязать классическую музыку и готовку по оригинальным рецептам. Ничего не получилось, вернее, из этого родилась программа «Смак», гораздо более органичная и понятная. Мне кажется, что обращение телевидения к классическому искусству – это признание того, что попса зашла в тупик, что на выручку пришли проверенные веками гениальные музыкальные творения. Рождают ли подобные проекты «быстрых разумом Невтонов» – сомневаюсь. Что-то после многих лет катания на коньках в боа и перьях мы не сильно двинулись вперёд по фигурному катанию. Ещё древние педагоги призывали учить юных на самых высоких образцах. Зачем нам слушать, как мучается прекрасный эстрадник Дима Билан в романсе Глинки? У меня был один знакомый, делавший забавный номер «Танец «Яблочко» на протезе» – это примерно то же самое. Вряд ли кто-то побежит потом в камерный зал опять послушать этот романс. А если придёт, то будет разочарован: ни тебе бэк-вокала, ни блёсток на костюме, ни красно-жёлтой сверкающей телекартинки… Дирижёр Юрий Симонов в одном интервью заметил, что огромная музыкантская работа сегодня выносится на публику, своей культурой разительно отличающуюся от аудитории прошлых лет: в общем, к сожалению, публика наша всё увереннее превращается в безразлично хавающий пипл.
– А не был ли романс поп-музыкой своего времени?
– История возникновения русского романса сложная. Однозначно классифицировать жанр романса ещё никому не удалось. Сегодня классический и так называемый бытовой романс «разошлись, как в море корабли» – когда-то они были гораздо ближе. Для меня «высокий слог русского романса» – это Глинка, Чайковский, Рахманинов. Но и в бытовом романсе, бывшем, безусловно, музыкой популярной, есть множество подлинных шедевров – обожаю «Караван», «Слушайте, если хотите», «Капризная, упрямая». Не терплю исполнительской любительщины – она унижает бытовой романс, делает его предметом пародий и насмешек. Вот поэтому в «Романсиаде» каждый исполнитель должен пройти через все жанры романса – классический, современный, салонный, изучить историю, стилистику, особенности каждого жанра. «Романсиада» – это не шоу, не забава: это школа и практика.
– Школа хорошая, но куда распределяет жизнь выпускников «Романсиады»?
– Романсиадца вы встретите почти повсюду и всегда отличите по выправке, выучке и таланту, в любом театре, в любой концертной организации. Из «Романсиады» вышли прекрасные артисты разных жанров – от знаменитой звезды Николая Баскова до Марины Поплавской, недавно блеснувшей на весь мир в премьере «Царской невесты» в Ковент-Гардене. Диана Савельева поёт в мюзиклах «Нотр-Дам-де-Пари» и «Монте-Кристо», Ирина Крутова и Лариса Луста связали свою жизнь с романсом. Алексей Кудря – солист Метрополитен-оперы. «Романсиада» давно перешагнула рамки собственно конкурса, став системой пропаганды и развития русского романса. Вот уже девять лет подряд мы проводим детский конкурс «Надежда Романсиады», семь лет конкурсу любителей «Романсиада без границ», в пятый раз в этом году состоится фестиваль офицерского романса «Воинская Романсиада». А фестиваль создателей романса «Авторская Романсиада», задуманный и начатый «Литературной газетой» уже четыре года назад, мы подхватили и проводим теперь каждую весну. Кстати, выездные этапы этих конкурсов мы проводим во многих городах России и в нескольких странах СНГ. Итогом этой работы стало создание Международного общественного культурно-просветительского движения «Романсиада без границ».
– Галина Сергеевна, ваша борьба за сохранение и развитие романса, ваше твёрдое нежелание потакать массовому вкусу не могут не восхищать! Труден ли такой путь одиночки?
– Мой папа был чемпионом Советского Союза по вольной борьбе, позже – тренером сборной СССР. Борьба – это единоборство: он выходил один на один с противником, подчас ещё более сильным, чем он. Перед поединком часто ночь не спал, но выходил и сражался, а борьба – спорт очень жёсткий. Я занимаюсь искусством, нежным романсом – но часто помощи ждать неоткуда, и я вынуждена становиться единоборцем, пытаясь отстоять жизнь и будущее моей «Романсиады». Я раньше по наивности этим гордилась, а сейчас мне хочется большей стабильности и спокойной работы, надёжных умных помощников, а не подвигов в сражениях.
Беседовала