Как мыслит начинающий автор? Начинающий автор мыслит пессимистически: «Не получится, я неталантливый, куда мне до Прилепина, Пелевина, Пеленягрэ… Я же просто мальчик из рабочего посёлка…» – и так далее.
Как сказал Чехов, «положение начинающего автора в литературных кругах унизительное, ему нужны все, а он – никому». От этого и беды, особенно в век интернета. Раньше, для того чтобы высказывать своё мнение, нужны были авторитет и трибуна: газета, научный журнал, радио, ТВ – сейчас всё это поколению Z заменил интернет. Молодёжь смеётся над отцами и бабушками: «Наивные стариканы верят всему, что показывают по ящику». А сами верят почти всему, что написано в интернете. Это гораздо глупее и опаснее. Для многих участников глобальной сети свобода выражения мнений – это свобода оскорблять, клеветать и нести бред. Большинство пользователей не умеют отделять авторитетные источники от сомнительных, от этого в голове манная каша, а не знание и опыт.
И вот «я родился», то есть написал стихи или рассказ. Куда с этим идти? Самое простое – опубликовать в интернете и ждать мнений. Выложил начинающий автор стихи или рассказ. Кто это прокомментирует?
Заходят престарелые добрые феи с ярко выраженным материнским инстинктом. Они, как правило, восторгаются любой рифмой типа «ботинки – полуботинки». Заходят мрачные каменные тролли, которые придираются к любой опечатке. Ну и больше всего будет псевдопрофессионалов, которые считают, что Пушкин – это начало мировой литературы и её конец, и они умеют имитировать разбор текста, хотя при этом несут чушь. Дословно, например: «Иван Иванов пишет в своём рассказе «водитель был похож на угрюмого шайтана». Но где Иван Иванов видел шайтана? Ведь у мусульман запрещено изображение людей и духов».
Как вам такая критика? Вы считаете её обоснованной?
Вот вам другой пример. Я недавно провоцировал публику сетевую на обсуждение творчества одного неталантливого автора, его очень хвалили «престарелые добрые феи».
И среди прочих подобных ко мне зашла дамочка, рассказала мне о людях с большой буквы, с которыми дружил её дед, о золотом веке, к которому она, по её мнению, имеет отношение, цитировала классику, не понимая, что цитирует не автора, а лирического героя. Она же принимала, к примеру, слова Акакия Акакиевича Башмачкина за прямые мысли Гоголя об устройстве социума. На возражения никак не реагировала, говорила, что она из «литературной семьи», советовала «почитать историю, там таких наказывают» (историю – гуманитарную науку) и главный акцент делала на том, что «мой дедушка знал Окуджаву, и поэтому я умный человек, не то, что вы, быдло». Как оказалось, дамочка ещё и книги пишет и выставляет их самостоятельно в интернете. После вопроса о том, как относится её «литературная семья» к её пошловатому роману «Няня для няши», она разразилась бранью.
И много подобных там было, но ни одного комментария по существу вопроса.
Ну вот начитается этаких мнений начинающий автор и бросит писать, навсегда решив, что писатели – идиоты, или примет таких критиков за гуру и начнёт деформироваться, чтобы заслужить одобрение. Через это проходят все современные начинающие писатели, за редким исключением. Наивно хотят получить помощь, а получают чёрное концентрированное зло в горошинах.
Профессионал, который может помочь молодому литератору, по соцсетям не ходит и своё мнение направо-налево не разбрасывает. Нужен какой-то новый бесплатный проект для талантливых авторов, а пока что имеем, то и пользуем.