ОТР показало к очередному дню рождения легендарного литгазетчика Аркадия Ваксберга (1927–2011) документальный фильм Григория Илугдина и Виктора Лошака «Прецедент Ваксберга». Спасибо, что нашего коллегу, ветерана редакции – он работал в «ЛГ» с 1973 года до последнего дня жизни, помнят не только давние читатели, но и кинодокументалисты. Хорошо, что сохранились и вошли в фильм старые съёмки редакционных летучек, разговоров в кабинетах, – мы видим Александра Борисовича Чаковского, благодаря стараниям которого талант Ваксберга раскрылся в единственной газете его жизни, которую он не променял ни на «Московские новости», ни на «Огонёк».
Несколько огорчила антителевизионность Виктора Лошака, ныне директора по стратегии Издательского дома «Коммерсантъ». Аркадий Иосифович в любом кадре артистичен, видны его незаурядность, острый парадоксальный ум. А Виктор Григорьевич зануден, монотонен, необаятелен. Он – надо отдать должное – старается, и отрывки из мемуаров ваксберговских пересказывает близко к тексту. Но как-то обыденно, неинтересно. Так что никак не можем согласиться с Михаилом Швыдким, что Лошак – идеальный автор документального кино. Тем более что Лошак при необходимости лукавит. К примеру, сообщает зрителям про 20 счастливых лет работы Ваксберга в «ЛГ». Выходит, что остальные 18 лет Аркадий Иосифович был несчастен. По принуждению, что ли, собкором в Париже трудился? Редакция заставляла?
Хочется, ох как хочется автору сценария «Прецедента Ваксберга», чтобы зрители в это поверили. Но Аркадий Иосифович был литгазетовцем и старого, как он выражался, разлива, и нового. И этот факт его и нашей биографии. А попытка превратить фильм в филиал землячества обречена на провал.