Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 25 августа 2023 г.
Телеведение

Прибежище негодяев

Мастер мистических триллеров Кристофер Нолан перешёл в жанр исторической драмы

25 августа 2023
Трумэн (Гари Олдмен) и Оппенгеймер (Киллиан Мёрфи)

«Оппенгеймер» Кристофера Нолана относится к ряду американских фильмов, которые можно назвать перестроечными. Они отличаются от мейнстрима крайне критичным взглядом на власти США.

Выдающийся американский учёный, возглавивший интернациональный коллектив физиков, понимает, какой катастрофой человечеству грозит созданное ими оружие. Ему противостоят люди, которых не заботят соображения совести. Они действуют, исходя из сиюминутной политической выгоды (президент Трумэн), личных обид (физик Теллер) и мести (функционер Штраус), но и тот, и другой, и третий считают себя истинными патриотами США.

Судьба Оппенгеймера раскрывается в двух расследованиях. Одно – 1954 года – происходит во времена маккартизма, когда всех американцев, кто был замечен в симпатиях к коммунизму и советской России, в лучшем случае отстраняли от работы. Специальная комиссия допрашивает Оппенгеймера, коллег учёного, его друзей и недругов. Результат – отстранение от проекта, который с 1942-го возглавлял великий физик. И через пять лет – слушания в сенате США при утверждении Льюиса Штрауса на должность министра в правительстве Эйзенхауэра. Там выяснилось, какую коварную роль сыграл Штраус в низвержении Оппенгеймера, что и явилось причиной краха уже Штрауса.

Приём, в котором жизнь человека, страница за страницей, раскрывается по ходу судебных расследований, не нов. Новизна фильма в крайне печальном и даже пессимистичном взгляде на США, на будущее этой страны, да и всего мира.

В конце тридцатых учёные Европы и Америки, почувствовав огромную опасность фашизма, объединились и опередили возглавляемых Вернером Гейзенбергом немецких физиков, занимавшихся созданием сверхоружия в нацистской Германии. И создали атомную бомбу. Но власти США во главе с Трумэном бросили её не на нацистские войска, а на японские города, уничтожив сотни тысяч мирных жителей. И Оппенгеймер чувствовал свою вину за это страшное массовое убийство – в фильме на праздновании первого удачного применения «изделия» среди счастливых лиц участников «Манхэттенского проекта» мелькнула чета потрясённых японцев. Германские нацисты, которых хотели бомбить американские атомщики, были уже повержены Красной армией, Япония же опасным противником для союзников не была. Бомбардировки Хиросимы и Нагасаки привели её к полному подчинению Америке. И были также угрозой Сталину в начавшейся холодной войне. Об этом в фильме не говорится, так же как о фултонской речи Черчилля и о планах ядерной бомбардировки городов СССР. Но общее настроение фильма сильнее политических обвинений – оно трагическое, безысходное.

Эйнштейну, Оппенгеймеру и их друзьям противостоят крайне жестокие и невежественные люди, которые не думают ни о гуманизме, ни о будущем. И они у власти. Гари Олдмен в небольшой, но очень важной роли президента Трумэна убедителен и страшен. Именно тем, что он искренно не понимает сетований Оппенгеймера, считая его размазнёй.

Адмирала Штрауса замечательно сыграл Роберт Дауни, его здесь не узнать – полное перевоплощение, неожиданная актёрская удача! – эдакий крайне доброжелательный, интеллигентный пожилой господин, но не прощающий никому и ничего.

А главная победа фильма – Киллиан Мёрфи. Ирландский актёр, который когда-то удивил внешним сходством с Рудольфом Нуреевым, десять лет назад в «Острых козырьках», на удивление, убедительно сыграл умного и человечного мафиози, чем-то, в свою очередь, напомнил Майкла Корлеоне. В образе Оппенгеймера он ни на кого не похож. Я поверил, что это – не только успешный руководитель, умеющий заразить совместным творчеством множество талантливых людей, но и глубокий мыслитель, совестливый человек. Он и Эйнштейн здесь – родственные души с трагическим мироощущением: открытия совершают подвижники, а пользуются ими негодяи. В фильме задаётся вопрос: «Можно ли доверить человечеству ядерное оружие?» Ответ очевиден. И печален.

Тэги: Кино
Обсудить в группе Telegram

Александр Кондрашов

Родился в 1954 году неподалеку от театра на Таг... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Как талантливо заставить вас упасть в обморок

    20.10.2024
  • Собака бывает кусачей…

    19.09.2024
  • От Лиссабона до Тегерана

    18.09.2024
  • Режиссура мира сего

    16.09.2024
  • Переворот в империи лжи

    04.09.2024
  • Нельзя промолчать!

    107 голосов
  • Перуна на вас нет!

    98 голосов
  • Страсти, радости и напасти

    84 голосов
  • Дудь-2020

    84 голосов
  • Французик из…

    77 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS