Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 22 июня 2021 г.
Культура Телеведение

Причудливое соединение

«Милая Болгария» в немилостивых условиях

22 июня 2021
Кадр из фильма

В одиннадцати городах, расположенных во всех часовых поясах России, от Калининграда до Петропавловска-Камчатского, прошли специальные показы нового фильма Алексея Федорченко «Последняя «Милая Болгария», отмеченного в апреле призом за режиссуру на Московском международном кинофестивале. В картине причудливо соединены судьбы трёх частично документальных героев, живших в первой половине ХХ века, – селекционера, писателя и кинорежиссёра.

Молодой, но освобождённый от призыва плодовод Леонид Ец в 1943 году командируется в Алма-Ату, чтобы вырастить дерево из семечек единственного яблока сорта «Милая Болгария», оставшегося после гибели его отца-селекционера. Леонида селят в комнату коммунального дома, где недавно проживал внезапно пропавший писатель Семён Курочкин (один из псевдонимов Михаила Зощенко), а по соседству располагаются внешне похожий на Эйзенштейна эксцентричный режиссёр, снимающий фильм об Иване Грозном, и профессор-парамедик, считающий морковный сок универсальным лекарством. В комнатной печи Ец находит рукопись, знакомство с которой вызывает в его воображении эпизоды жизни автора, и повествование периодически погружается в прошлое. Интересно, что при этом экран разбивается на подэкраны и одна сцена одновременно даётся в разных ракурсах. Кроме того, имеются анимационные вставки, театральные моменты, мексиканские маски, ночные кошмары Леонида, подобие детективной линии и символический подтекст, вызывающий множественные ассоциации, – словом, перед нами занимательный и стильный игровой фильм, в котором играют все – актёры и режиссёр.

Между тем речь идёт о реально сложных вещах, и трудно не заметить, что принятая форма не способна вместить многое, так или иначе связанное с действием картины. Например, показать, что значила селекция для утопической идеи переделки общества, природы и человека, о чём шли яростные споры между лысенковцами и генетиками, почему опубликованные в 1943 году главы повести «Перед восходом солнца» (в фильме извлечённой Ецем из печки) и невинный рассказ о городских приключениях мартышки стали поводом для последовавшего тремя годами позже изгнания писателя из литературы и отчего вторая серия эйзенштейновского «Ивана Грозного» была запрещена на самом высоком уровне.

Проблема в том, что Зощенко-Курочкин присутствует только в прошедшем времени, не охватывающем экстремальные события 30-х. Что создатель «Грозного» выполняет функцию трикстера, а не человека, который фактически бросил вызов Сталину, изобразив царя Ивана и опричников совсем не такими, какими хотел их видеть советский вождь, чувствовавший духовно-политическое родство с Грозным. И в том, что связующий картину ябло-невод, в котором не один зритель усмотрел сходство с гайдаевским Шуриком, выполняет только эту формальную функцию, но ни в каком смысле не является героем и выразителем своей эпохи, хотя авторы сценария могли укрупнить образ, показав обстоятельства, приведшие к обвинению его отца во вредительстве и в связях с иностранными агентами, доведшие того до ужасного самоубийства.

Недовыполненной оказалась и задача экранизации книги Зощенко, которая совмещает ряд более или менее интересных воспоминаний, якобы выявляющих истоки его постоянной депрессии, и наукообразный трактат, написанный под влиянием усечённого Фрейда (без детской сексуальности и эдипова комплекса), Павлова и бытовавших тогда представлений о влиянии электромагнитных волн на человека. Трактат, важный для понимания внутреннего мира автора, но не решающий поставленной им задачи самопознания и экранизуемый разве что в виде плывущих страниц книги. Драма выдающегося сатирика, описавшего советских людей и советские нравы без лакировочных нормативов «социалистического реализма», осталась нераскрытой (как и загадка исчезновения Курочкина), даром что большой тайны в ней нет – ведь Зощенко, во-первых, посмел заняться личными проблемами вместо проблем построения социализма в отдельно взятой за известное место стране и, во-вторых, невольно развеивал коммунистическую иллюзию возможности выведения породы «нового человека». Впрочем, в те же приснопамятные годы родился анекдот про Вейсмана, который отрубал мышам хвосты, чтобы опровергнуть теорию Ламарка о наследовании благоприобретённых признаков, и в самом деле не смог получить бесхвостых мышек, и про Сталина, который рубил людям головы и успешно получил тьму безголовых подданных.

Виктор Матизен

Тэги: Виктор Матизен
Обсудить в группе Telegram

Виктор Матизен

Президент Гильдии киноведов и кинокритиков Росс... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Бегущие в никуда

    03.08.2022
  • Любовная драма на фоне Кавказской войны

    01.06.2022
  • По неписаному шаблону

    18.05.2022
  • Упыри без скуки

    06.04.2022
  • Души в пустыне

    09.03.2022
  • Иностранец в России,

    74 голосов
  • Страсти по Зулейхе

    72 голосов
  • Две Зои из двух эпох

    69 голосов
  • Фантомные боли

    53 голосов
  • Синдром «ДАУ»

    45 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS