Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управление подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 24 июля 2025 г.
  4. № 29 (6993) (23.07.2025)
Литература Библиосфера

Придуманная правда

24 июля 2025

Дмитрий Каралис

Юрий Поляков. Совдетство. Школьные окна: роман. – М.: АСТ, 2025. – 448 с. – 12 000 экз.

Нет ничего более благородного, чем восстановить нарушенную справедливость, будь то в отношении целых периодов нашей жизни или в отношении отдельных личностей. Да и собственное поведение требует иногда от пишущего не только мемуарного оправдания перед потомками, но и честного анализа, а то и исповедальности. Об этом думаешь, прочитав новую книгу Юрия Полякова.

Герой трёх томов эпопеи «Совдетство» Юра Полуяков, шагавший по жизни и романным страницам отличником и гордостью школы, в четвёртом томе, достигнув переходного возраста, отчебучил такое, за что в недавние времена грозила постановка на учёт в детской комнате милиции с последующей отправкой в колонию. Герой-подросток немотивированно взбрыкнул! А с кем такого не бывало? Обычное дело.

Необычен роман «Совдетство. Школьные окна» – на четыреста с лишним страниц с коротеньким эпилогом, названным «Послесловие автора». В нём в полной мере проявилась редкая особенность творчества Полякова.

...Для фабульных событий, происходящих с главным героем в течение нескольких дней, четыреста страниц – более чем достаточно. Вышел наш герой на девятой странице из Дома пионеров, поправил на плече сумку с красками и альбомом и на секунду задумался: налево пойти или направо? И так и сяк дойдёшь до дома. И тянется эта «секунда» в размышлениях и воспоминаниях нашего героя на полсотни страниц.

Но мы не скучаем, а, напротив, с нарастающим интересом следим за размышлениями подростка, узнаём о жизни родителей, класса, соседей по общежитию, где обитает его рабочая семья, при этом – уликами или открытиями – всплывают подробности биографии школьника. Но вот Юра Полуяков поднимает воротник куртки: пойду-ка я налево.

И начинаются его злоключения – он встречает пацанов, которых встречать совсем не хотелось…

К трёхсотой странице Юра Полуяков добирается наконец до дома, натворив, к собственному удивлению, дел, как ему самому показалось, на пару лет детской колонии. А что вы хотите? Пубертатный возраст.

Но зачем четыреста страниц для событий, умещающихся в формат новеллы? Почему роман? Мы же помним: рассказ – событие, повесть – судьба, роман – эпоха. По фабуле – этот взбрык героя и последующий страх-сожаление легко укладываются в рассказ. Кто рискнёт на таком привычном событийном материале выстроить сюжет романа? И чтобы при соотношении фабульных событий к сюжетным 1:400 произведение читалось на одном дыхании…

А это, дорогие товарищи, Юрий Поляков, удостоенный совсем недавно звания лауреата Государственной премии Российской Федерации за заслуги в области литературы и искусства. Пятьдесят лет стажа в русской словесности! Мастер!

Немного о мастерстве и ремесленничестве. Известны три основных функционально-смысловых типа речи, из которых состоит большинство литературных произведений: повествование, описание, рассуждение. Оставив за скобками такие полезные формы работы с материалом, как внутренний опосредованный монолог героя, поток сознания героя и проч., согласимся, что обильные описания и рассуждения со школьной скамьи давили на нашу молодую психику и считались занудством. «Хватит болтать и рассуждать, ты не в опере – стреляй сам или умирай! – примерно так думали мы, читая обязательную классику, или: «Хватит рассусоливать! Поцелуй её, наконец!» Отсутствие в произведениях авторских сентенций, размышлений и отступлений служили чуть ли не главным мерилом нашего отношения к авторам: хорошо пишет, читать интересно! Или: зануда! сплошные описания природы или бальных нарядов. И была в этих оценках доля детской справедливости. А может, и не только детской! (Вспомним: чем труднее пишется, тем легче читается.)

Почему же в «Школьных окнах» вопреки всем законам лингвистики, сюжет не тащится, а летит, как бабочка, порхающая с одного цветка воспоминаний-рассуждений на другой, насыщая читателя нектаром знакомых чувств детства?

Как это удаётся? Как сделано?

Поляков заныривает за какой-нибудь художественной деталью или бытовой подробностью так глубоко, что кажется – мы не вынырнем, потеряем нить повествования, нам не хватит воздуха... Но выныриваем. И оказывается, что эта деталь-подробность, за которой нас потянули в глубоководное путешествие на несколько страниц, даёт мощную подсветку происходящему – так, наверное, театральный осветитель, высветив лучом нужного цвета деталь декорации или реквизита, становится художником-осветителем, соавтором драматурга.

Есть известное правило: прикрой ладонью сомнительный эпизод текста и посмотри, обойдётся ли без него произведение, будет ли двигаться сюжет, развиваться история?

Мне не удалось обнаружить в романе Юрия Полякова ни одной детали, подробности или рассуждения, которые можно было бы выбросить без ущерба для целостности картины.

Детали и описания у Полякова могут характеризовать общую обстановку эпизода, раскрывать подробности прежней жизни героя и служить тонкими штрихами к его образу, отражать время, эпоху, в которой происходят события… Не буду вытаскивать на страницы своего отзыва известные всем профессионально пишущим людям правила и советы. Я и так, кажется, увлёкся и наплодил своими рассуждениями плеоназмы и амплификации, которых, кстати, не встретишь в романе «Совдетство. Школьные окна».

Читая роман, я завидовал мастерству своего коллеги, товарища и пытался понять, почему описания (не только динамические, но и статические) двигают сюжет почище беспроигрышных в этом деле повествования и диалогов? И вспоминал изречения Юрия Полякова: «Занимательность – вежливость писателя», «Литература выше жизни на величину таланта», «Литература – это придуманная правда»! Автор пронзительно чувствует своего героя, достаёт его из души, и эмпатия читателя рождается сама собой – на мальчика Юру Полуякова хочется смотреть и смотреть, его хочется слушать и слушать.

...Несомненно, есть композиционная перекличка «Совдетства» с «Летом Господним» Ивана Шмелёва, о чём автор уведомил эпиграфом к первой части романа. Там мысли, чувства, переживания, горести и радости Вани Шмелёва из купеческой семьи, живущей в Замоскворечье, даны через предметно-описательный ряд, быт служит инструментом постижения мира. В «Школьных окнах» – Юра Полуяков, подросток из рабочей семьи, обитающей в бывшем барском доме Немецкой слободы, отданном советской властью под общежитие Маргаринового завода. Его мироощущение тоже проявляется через семейный быт, школу, пионерские лагеря, мечты и увлечения, первые чувства к противоположному полу… И за всем этим, как требует жанр романа, встаёт эпоха. Эпоха огромного Советского Союза, в магазинах которого много чего не было, но в котором, безусловно, был один привилегированный класс – дети.

Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Сколько пламенной жизни и света!

    25.07.2025
  • Небрежные мысли, или Путешественник во времени

    24.07.2025
  • Греют душу и степи, и горы

    24.07.2025
  • Старина и современность

    24.07.2025
  • О чудесах земных и небесных

    24.07.2025
  • Путешествия шеститомника

    1961 голосов
  • Голос совести

    1468 голосов
  • Русская поэзия обязана провинции

    1346 голосов
  • При свечах в келейном полумраке

    1043 голосов
  • Молчанию небес наперекор

    973 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Интервью Событие Утрата Сериал Театральная площадь Век ЛГ рейтинг Презентация Классики Очевидец
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
  • Пользовательское соглашение
  • Обработка персональных данных
ВКонтакте Telegram YouTube RSS