Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 18 мая 2021 г.
Телеведение

Приговор «Обители»

Козырному проекту «России 1» не повезло

18 мая 2021
Сергей Безруков в роли Эйхманиса

Год назад карты смешала «Зулейха». И даже если бы с премьерой «Обитель» задержалась ещё на год или даже два, всё равно сравнивали бы с «Зулейхой». Где комиссары бесчинствуют, жрут водку, совокупляются в храме и отправляют в лагерь своих же подруг – про «страшное» время, которое, между прочим, современники называли эпохой реконструкции.

Тогда Катаев писал «Время, вперёд!», Маяковский – «Здесь будет город-сад», Ильф и Петров – «Двенадцать стульев», Платонов – «Сокровенного человека», а другие неплохие писатели – «Лейтенанта Шмидта», «Тихий Дон», «Бег», «Разгром»... Произведения очень разные, но в них кипела жизнь и была надежда.

Кипевшее в «Зулейхе» оставило тяжёлый душный след. И «Обитель» вступила в него, даже сюжетно напоминая свою сериальную предшественницу. В «Обители» главный герой мужского пола, но спасается он тоже тем, что сходится с лагерным начальством. Впрочем, сериал Александра Велединского вслед за автором романа удивил своеобычностью. В действие введены кинематографисты, фиксирующие на плёнку перековку преступников. Нам показывают и реальную хронику, и снятую в сериале. Ещё в лагере был театр (на самом деле!), где ставили не только Луначарского, не только пьесы классиков (так и было), но и современную для тех лет драму – «Дни Турбиных», чего, конечно, быть не могло, но в сериале, имеющем в своём генезисе много театрального, появление этой пьесы вполне логично (хотя булгаковского юмора в сериале нет). Вспомним также «Зону» Довлатова, там тоже зэки ставят пьесу, да ещё про Ленина. Реминисценций и ассоциаций с разными произведениями здесь очень много – и роман, и сериал в этом смысле весьма гостеприимны. Дмитрий Лихачёв (в сериале есть персонаж Лукичёв) вспоминал, что в соловецком театре в роли Арбенина блистал какой-то знаменитый вор, а здесь Турбиных играют бывшие белогвардейцы. И на протяжении почти шести серий действие неотвратимо приближается к премьере. Происходит то, чего никто не ожидал.

Вряд ли в действительности в лагере готовилось восстание, но в сериале – почему бы и нет? Соловки здесь как декорация для античной трагедии, где высказывается отношение не только к 20-м годам и советской эпохе, рядится суд надо всем русским временем от древних веков до наших дней. Но, несмотря на то что играют очень хорошие артисты, смотреть тяжко. Здесь нет ни одного персонажа, которому можно было бы сочувствовать. Не за кем следить, некого любить.

Артём в исполнении Евгения Ткачука хоть и страдательная фигура, но временами настолько отвратительная, что не до симпатий. В начале, когда не знаешь, что он отцеубийца, когда он противостоит лагерным уркам, за ним следишь с интересом и сочувствием. Тем более когда предполагаешь, что его любовь к Галине искренняя. Но ближе к финалу Артём становится страшнее отъявленных мерзавцев-вертухаев. Жалко уже их, а не его – их мучителя, глумящегося над приговорёнными к смерти, хочется вместе с придумавшими эти сцены тоже к чему-нибудь приговорить.

Начальник лагеря Эйхманис (Сергей Безруков замечательно сыграл здесь многое из того, что ему не довелось в «Годунове»), загадочный латыш, говорящий по-русски и французски без акцента, – не пламенный революционер, а высокомерный сноб, сходящий с ума от всевластия. Он больше похож на Нерона, чем на одного из самых либеральных начальников ГУЛАГа, каким он был в действительности. Бывший слесарь Эйхманс (в фамилии прототипа нет «и») на самом деле считал не только необходимым, но и возможным исправление преступников (в этом лагере сидели особо опасные). А создатели сериала как будто убеждают нас, что «перековка» – это абсолютно бессмысленное и, главное, вредное занятие. Но вспомним Антона Макаренко и других «перековщиков», которые в это же время работали с юными беспризорниками и уголовниками, их подвижническая деятельность была весьма успешна – воспитанное ими поколение спасло страну от нашествия фашистов.

Любовница Эйхманиса, следователь Галина (Александра Ребенок), влюбившаяся в Артёма, вызывает сочувствие, когда совершает отчаянные поступки во имя его спасения, но что она за человек? Жестокая комиссарша типа Розалии Землячки, любвеобильная Лариса Рейснер или просто «б», как говорят заключённые? Неясный образ.

Здесь все друг друга предают. Василий Петрович (Виктор Раков) вначале обаятелен, интеллигентен и душевно чистоплотен, но когда узнаёшь, что он командовал контрразведкой у Колчака и выжигал звёзды на спинах коммунистов, а тем более когда он выдаёт Артёма, становится не по себе. Другой белогвардеец, Бурцев (Михаил Евланов), работает на красных, люто ненавидя их, симпатичный поэт Афанасьев (Яков Шамшин) тоже ведёт двойную игру и не раз предаёт Артёма. Только, пожалуй, Мезерницкий (Виктор Добронравов) без червоточины, хотя героический поступок его смотрелся странно, бессмысленно. Вызывает сочувствие Моисей Соломонович (видимо, прообраз генерала НКВД Френкеля, который сумел возвыситься в ГУЛАГе благодаря рацпредложениям, сделанным в Соловках). И, конечно, священнослужители (Владимир Стеклов и Юрий Кузнецов), впрочем, один из них (Игорь Черневич) тоже предатель – обновленец.

Все палачи-охранники, которых здесь называют почему-то чекистами (ЧК упразднили в 1922 году, а чекистами себя называли и называют люди, имеющие отношение к разведке), – отвратительные скоты, начисто лишённые второго плана. Как молодые люди, призванные на воинскую службу, так быстро превратились в чудовищ? Это ведь вторая половина 20-х, ещё вполне «вегетарианские» годы, – экранизаторы намеренно сгустили краски. Децимация же в конце – недопустимый фантазм (у Прилепина – это жестокая шутка начальника лагеря).

Телепроизведение получилось нешуточное, мрачное. Абсолютно беспросветное. Отправившись на лодке в побег с припасённым золотишком (!), Галина с Артёмом каким-то немыслимым образом вместо того, чтобы попасть в Норвегию, приплывают... опять в Соловки. От всей души жаль несчастных наивных американцев, на которых они наткнулись в море и спасли. И... сдали в лагерь как шпионов. Вишенка на торте подлости.

Так о чём этот фильм? О чём роман, критики во многих, в основном восторженных статьях объяснили. Но сериал – другой жанр, обращённый к массовой аудитории. Почему наши телезрители от него отвернулись, понятно, а вот в Америке за содержание, изобличающее звериную сущность России, его бы встретили восторженно. И объявили бы санкции за незаконное удержание американских граждан, о котором стало известно только сейчас из сериала.

Александр Кондрашов

В следующем номере читайте продолжение дискуссии о фильме «Обитель» – отзыв Алексея Колобродова.

Тэги: Александр Кондрашов Сергей Безруков Виктор Добронравов Дмитрий Лихачв Евгений Ткачук Александр Велединский
Обсудить в группе Telegram

Александр Кондрашов

Родился в 1954 году неподалеку от театра на Таг... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Всем сестрам по серьгам

    05.10.2022
  • Народный герой

    28.09.2022
  • Гений «озвучания»

    21.09.2022
  • Наши пришли

    14.09.2022
  • Ниспровергатель лжи

    24.08.2022
  • Зачем и кому это нужно?

    248 голосов
  • Пророк в своём Отечестве

    102 голосов
  • Один мальчик очень хотел стать историком

    98 голосов
  • Фальшивая нота

    98 голосов
  • Чудеса и потрясения

    92 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS