Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управление подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 02 июля 2025 г.
  4. № 26 (6990) (02.07.2025)
Культура

Прикосновение к судьбе

В РАМТе поставили пьесу о Марине Цветаевой

02 июля 2025
Человек-театр Нонна Голикова

Беседу вёл Пётр Алёшин

Появление сегодня в репертуаре театра произведения современного автора – событие на грани сенсации. В Петербурге подсчитали: в трёх театрах за последние три года было поставлено 88 спектаклей, среди которых оказалось всего три пьесы ныне живущих драматургов. И это, увы, типичная ситуация. На афишах московских театров вы тоже почти не увидите спектаклей о нашей теперешней жизни, о нас, о жизни нашей страны.

Так что нельзя не отдать должное художественному руководителю Российского академического молодёжного театра народному артисту России Алексею Бородину. Здесь решают понятные и волнующие всех проблемы наши соотечественники, а не только персонажи переводной драматургии. Ведь человеку нужнее всего разговор о себе, о национальных героях, о людях и жизни своего, а не чужого дома. Большой интерес вызвала премьера РАМТа «Марина» – спектакль о Марине Цветаевой по пьесе Нонны Голиковой.

Её пьеса о Есенине «Жизнь моя, иль ты приснилась мне...» шла в нескольких театрах с беспримерным успехом. Вот и на спектакль «Марина», который в конце сезона сыгран шесть раз, трудно попасть.

– Нонна Юрьевна, с премьерой и успехом! У вас опять спектакль о русском поэте.

– Совершенно верно. А моя пьеса о Есенине под названием «Сергей и Айседора» вот уже почти 20 лет идёт в бывшем театре Романа Виктюка – теперь это сцена «Мельников». Самый оглушительный успех пьеса о Есенине пережила на сцене московского Театра имени Ермоловой. Ко мне часто подходили зрители, благодарили. «Знаете, сколько раз я смотрела ваш спектакль? – спросила как-то меня одна из зрительниц. – 22 раза!!!» Я говорю об этом потому только, чтобы была понятна зрительская жажда, зрительская потребность именно в отечественной драматургии, в возможности размышлять вместе с театром о своих заботах, проблемах, тревогах, искать во встречах с этим уникальным по своему эмоциональному воздействию искусством отклик на свои вопросы и сомнения, и тревоги. А время сейчас очень тревожное. Бесконечные переводные пьесы и искалеченная молодой режиссурой классика не в силах отвечать на зрительский запрос. Не раз с безграничным изумлением слушала интервью с молодыми постановщиками. На вопрос, думают ли они о будущем зрителе – создатели с вызовом отвечали: конечно, нет! Позвольте, а о чём же тогда они думают?! Кому же тогда нужны их спектакли, кроме них самих? Это смертельный для театра симптом, поэтому и такая проблема сейчас с режиссёрами.

Теперешний репертуар – это ещё и уничтожение великой русской актёрской школы психологического театра. На уровне подсознания артист просто не может полностью включать свои чувства, бесконечно играя только чужую жизнь. В начале было слово. Но в театрах почему-то, как правило, с авторским словом обращаются весьма небрежно, меняя тексты без всякого спроса и не считаясь с драматургом. А ведь это нарушение авторских прав! Режиссёры просто не помнят о том, что нарушают закон. Должна сказать, что ни разу вмешательства, кроме некоторых сокращений, не улучшали дела, уловить логику этих изменений было невозможно.

Положение нынешнего театра – дело государственной важности, складывается впечатление, что он разрушается как-то продуманно. Как по приказу, театры встречают драматургов единодушно и категорично: «Современные пьесы не ставим!»

– Не могу не согласиться с вами. Об этой проблеме «ЛГ» не раз писала… Но вернёмся к недавней премьере – спектаклю на сцене РАМТа «Марина» в постановке Владимира Богатырёва, в главной роли – Анастасия Волынская.

– Премьера – волшебное слово! То, что моя пьеса зазвучала в театре, где бережно сохраняются лучшие традиции, – большая честь.

– В последнее время историко-биографические произведения вызывают особый интерес. Но почему вы обратились к историям жизни именно этих поэтов – Есенина и Цветаевой?

– Пьесу о Есенине я писала к столетию со дня его рождения. Тогда, в девяностые, спектакли, посвящённые юбилеям выдающихся людей России, презрительно называли «датскими» (от слова «дата»). Но воспитанные люди ведь всегда поздравляют с днём рождения дорогих и близких, что я с удовольствием и сделала. Тогда о великом поэте в газетах чаще сообщали, что он был алкоголик и учил русскому мату возлюбленную Дункан. Да и во всех личностях, которые составляли русскую славу, искали какую-нибудь гадость и всячески её смаковали, не стесняясь ни лжи, ни прямой клеветы. Но и меня, и зрителей интересовало совсем другое. Ведь историко-биографическая пьеса создаётся не только для того, чтобы рассказать яркую биографию. А ещё чтобы с помощью этой биографии высказаться по наболевшему острому и больному вопросу. Надо сказать, что, несмотря на успех, опыт взаимоотношений с театрами был достаточно горек, так что я решила больше пьес не писать

Сцена из спектакля «Марина» в РАМТе / Сайт театра

– Очень жаль... А как пришла мысль о пьесе про Цветаеву?

– Я работала заведующей литературной частью Театра имени М.Н. Ермоловой во времена, когда им руководил народный артист СССР Владимир Андреев. Есенинский спектакль шёл уже несколько лет. Часто после поклонов шла через фойе в свой кабинет, меня окружали зрители и, не зная, как мне выразить свою благодарность, старались что-нибудь подарить. В кабинет входила с охапкой трогательных даров и однажды среди шоколадок, конфет, цветов и даже банок с мёдом и вареньем увидела книгу Ирмы Кудровой «Гибель Марины Цветаевой». Прочитала её в ту же ночь, и она прон¬зила меня.

Театр – всегда волшебство. И я восприняла появление этой книги – так и не знаю, кто мне её подарил – как просьбу гениальной и несчастной Марины Ивановны рассказать о ней так же, как о Есенине. Ведь тогда уже осмеливались писать о её аморальности! Поняла: эта книга попала ко мне именно после спектакля о Есенине совершенно не случайно. Великие русские поэты дружили. К Есенину и Маяковскому она обращается в одной из своих поэм, а Сергей Александрович был последним, с кем простилась Цветаева, уезжая из России.

И я написала «Марину». Словно выполнила её просьбу. И так рада, что она дошла до зрителей!

Помимо всего прочего, историко-биографическая драматургия – серьёзнейшая возможность для творческого роста артиста, создающего образ выдающейся личности. Представляете, какая сложнейшая задача у актрисы Анастасии Волынской, в финале произносящей великие цветаевские строки: «Послушайте! – Ещё меня любите за то, что я умру». Рада, что молодая актриса справилась. Как и её партнёры Дмитрий Кривощапов, Евгения Белобородова, Иван Забелин, Константин Юрченко.

Тэги: Театральная площадь
Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Под крылом «Петербургского ангела»

    27.06.2025
  • Очень громко, но нежно

    21.05.2025
  • Царство детского творчества

    25.04.2025
  • Из «Папиных дочек» к Джульетте

    24.04.2025
  • Чайкой в небе тоска

    17.04.2025
  • Дыхание как искусство жизни

    1121 голосов
  • Творцы судеб

    547 голосов
  • Живая классика

    159 голосов
  • Марк Варшавер с расширенными полномочиями

    104 голосов
  • Любовь вне хронотопа

    100 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Интервью Событие Утрата Сериал Новости Театральная площадь Век Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
  • Пользовательское соглашение
  • Обработка персональных данных
ВКонтакте Telegram YouTube RSS