Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 29 ноября 2017 г.
  4. № 47 (6622) (29.11.2017)
Литература Телеведение Мнение

Прилавок и трибуна

29 ноября 2017

Чем торгует экран?


Алексей Ермилов. Скажите, почему… Практика телеинтервью и телерепортажа. М., Алгоритм, 2017. 302 с., 500 экз.


Новая книга известного журналиста Алексея Ермилова является не только и не столько учебным пособием по практике телеинтервью и репортажа, сколько остропублицистическим произведением, в котором автор приглашает читателя к тревож­ным раздумьям о судьбах отечественного телевидения, предупреждает о той опасности, которую несёт «торговля новостями». Приводим несколько отрывков из книги.


…И всё же главное, что раздражает зрителя, – это визгливые голоса ведущих. К тому же они, ведущие, все почему-то кричат. Будто их там всё время шпыняют: «Да ты чего, заснул? Активней давай, напористей! А то зритель отойдёт от телевизора, а у нас сейчас реклама запланирована».

Вот оно, ключевое слово. Реклама! Я убеждён, что вставлять её в информационные выпуски – преступно. Одно дело – информировать население о событиях в стране и мире, другое – торговать новостями. В последнем случае эти новости поневоле будут приобретать оттенок скандальности, с экрана потянет запахом крови и пожарищ. Какие уж премьеры спектаклей, какие открытия учёных? Что там, девочка выбросилась из окна? Давай, размажь её выпусков на десять. Преступник захватил заложников? Убери всё, пусти сплошняком на целый день.

Идёт вечерний информационный выпуск. Ведущий: «Мы рассказывали о вероятном маршруте террориста в Берлине. После рекламы – сколько людей погубил «боярышник» в Иркутске». Понимаете? Мучительная гибель восьмидесяти людей. После рекламы.

Вы думаете, случайность? Не-а.

Вот ещё точно такой же «трюк на крови»: «Сегодня утром в Макеевке убит командир батальона «Сомали» Михаил Толстых, известный по позывному «Гиви». Подробности от нашего корреспондента – после рекламной паузы».

Конечно, убийство боевого командира исподтишка только подлостью и назвать можно. А вот как назвать то, что эта трагедия используется как обёртка таблеток, «после которых ваш желудок будет работать как часы»?

17 апреля 2017 года, текст ведущей: «Сейчас короткая реклама, а потом мы расскажем, будет ли война между США и Северной Кореей». С ума сойти. Речь идёт, по сути, об атомной войне.

После короткой рекламы.

………..

…Вы заметили, как последнее время в студиях трансформировались столы? Раньше это были действительно столы – на манер письменных. Потом они с каждым годом вырастали, приобретали причудливые формы, на них стали крепить светящиеся трубки, они заняли всю студию от края до края. Вести нормальное интервью здесь невозможно, потому что, во-первых, неоновые всполохи отвлекают зрителя от лиц беседующих, а, во-вторых, и сам интервьюер, и его гость оказываются сидящими лицом прямёхонько к камере, и чтобы как-то общаться друг с другом, им приходится неестественно выворачивать спину и шею. Я всё никак не мог понять, что же до боли знакомое напоминают мне эти сооружения, и однажды в каком-то торгово-промышленном комплексе меня озарило: ну, конечно же! Прилавок – вот что это такое. А ну, налетай, только у нас и только сегодня, кому свежий эксклюзивчик? Вам с подробностями – как, кто и с кем? Извольте. Вам с ужастиками? Пжалста! Вы спрашивали с продолжением на завтра? Как не быть.

Кто главный администратор, кто главный владелец всего этого шопа? Своей торговлей он ежедневно, ежечасно разрушает психику людей, разрушает страну. Новосибирск, Владивосток, Рязань, Смоленск – эти города мы видим только тогда, когда там, не дай бог, газ взорвётся или наводнение случится. Исключение составляет, пожалуй, только канал ОТР, кредо которого – показ страны. Хотя нет-нет да и он сваливается в сводку происшествий: как же, все остальные дали, а мы что?

………..

…Есть один вопрос, который вам стоит задавать каждый раз, и не во время беседы, а перед ней, и не кому-нибудь, а самому себе. Укладывается этот вопрос в два слова, стоящие на обложке этой книги: скажите, почему? Почему я беру это интервью? Чтобы все ахнули: как же с этим делом всё плохо у нас, конца-края не видно… чему? В одном случае – коррупции, в другом – авариям на дорогах, в третьем – пожарам, вредным продуктам, дорогим лекарствам, нашествию мигрантов, подростковому суициду (далее по списку). Зрителю впору волком выть или баррикады строить из мусорных баков. Или вы работаете для того, чтобы зрители поняли: здесь можно сделать то-то и то-то, здесь уже делается, а здесь многое зависит от самих людей, от их позиции, их поступков.

Возвращался сейчас из «Останкина» домой, в пробке включил одну, так сказать, популярную радиостанцию. Вот идёт интервью на очень актуальную тему. Слушатель наверняка думает: а ведь чистую правду говорят, с этим безобразием все мы сталкиваемся. Беседа идёт дальше, дальше, «безобразий» всё больше, правда сгущается, чернеет, и вот уже она настолько спрессовалась, что в одночасье оборачивается враньём, и даже искушённый слушатель не замечает, как подвели его к обрыву, на дне которого – «да пропади оно всё пропадом». Мы же видели, к чему это приводит, за примерами далеко в историю (да и в географию) залезать не приходится.

……….

…Помните, когда вошёл в моду так называемый стёб? Это было время безудержной ржачки всех над всем и над всеми. Мне всё думалось, что на телеканалах это какая-то затянувшаяся подростковость, вот люди чуточку повзрослеют, и всё наладится. Но минуло два десятилетия, страна стала другой, мир стал другим, а эти всё подталкивают друг друга локотками и гогочут. Стебаются.

Читатель мой дорогой, ну как мне тебя уберечь от этой пошлятины?

В тот час, когда трудно тебе станет, вспомни, что ты работаешь прежде всего на зрителя, на великого российского зрителя. Умного, пытливого, доброго, но в чём-то по-детски наивного и доверчивого.

Обманывать такого – грех на душу брать.

Тэги: Книга Телевидение Алексей Ермилов Публицистика
Обсудить в группе Telegram

Александр Кондрашов

Родился в 1954 году неподалеку от театра на Таг... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Собака бывает кусачей…

    19.09.2024
  • Помогай Бог!

    10.06.2024
  • Петергофочувствование

    12.12.2023
  • Найти свой остров сокровищ

    08.12.2023
  • Отвергнутая чаша сна

    19.11.2023
  • Обидный диссонанс

    153 голосов
  • Правда солдата Никулина

    142 голосов
  • Испытание оттепелью

    139 голосов
  • И страсть к предательству там многим застит очи

    138 голосов
  • Мимино был диссидентом,

    123 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS