«Принцесса цирка» («Мистер Икс») была написана в 1926 году. Через год её премьера состоялась в России, где она ставилась затем много раз, но действие переносилось то в Вену, то в Париж, точный год событий не указывался, а русские аристократы превращались в австрийцев или французов. Связано это было с кардинальными переменами в социальной сфере послереволюционной России – в первую очередь с ликвидацией сословных, классовых преград, сломанных революцией. А ведь именно такой конфликт лежит в основе сюжета оперетты – для княгини брачный союз с «шутом-циркачом» означал мезальянс…
Сейчас эти противоречия уже стали историей, и в новой постановке было решено вернуться к оригиналу. Творчески переосмыслив текст пьесы, автор либретто Кирилл Шмаков и режиссёр-постановщик Ольга Субботина максимально приблизили сюжет «Принцессы цирка» к первоначальной версии, согласно которой действие происходит в России, в Санкт-Петербурге, в 1912 году.
Начинается спектакль появлением цирковых артистов, которые демонстрируют своё мастерство прямо в зрительном зале, проходя вдоль рядов. Мы видим акробатов, жонглёров, эквилибристов, даже дрессировщицу с забавными пуделями. А самым эффектным номером стал полёт над партером Мистера Икс на трапеции со скрипкой в руках.
В спектакль ввели авторов: Имре Кальман с либреттистами, увидев загадочного Мистера Икс в маске, решают придумать его историю и положить её в основу оперетты… В целом сюжет нам известен, только привычные имена звучат по-другому. Так, барону де Кревельяку вернули имя князя Сергея Александровича, а директору цирка – фамилию Станиславского (Кальман находился под впечатлением его книги «Моя жизнь в искусстве»). Настоящее имя Мистера Икс в соответствии с оригиналом – Фёдор Палинский, он племянник богатого и знатного князя, мужа Феодоры, который, приревновав его к жене, лишил наследства и разрушил блестящую карьеру гусара.
...Посмотреть смертельный номер под куполом цирка таинственного Мистера Икс собирается весь цвет Петербурга. Здесь и богатая молодая вдова Феодора Палинская в окружении многочисленных поклонников, имеющих виды на её руку и состояние. В их числе князь Сергей Александрович, который после безуспешных попыток добиться от Феодоры согласия на брак планирует отомстить ей, выдав замуж за циркача… В роли Феодоры – очаровательная солистка театра с красивым сочным сопрано, элегантная Наталья Савченко. На роль Фёдора Палинского приглашён ведущий солист Московского театра оперетты Павел Иванов. Высокий красавец с полётным голосом большого диапазона, обладающий ярким артистическим талантом, покорил питерскую публику.
Контраст лирическим главным героям составляет каскадный дуэт циркачки Лизе и её поклонника Тони. Артисты (Анастасия Лошакова и Роман Вокуев) играют увлечённо, замечательно танцуют.
Заряжает публику весельем комедийная пара Пеликан (Антон Олейников) и Карла – матушка Тони (Елена Забродина), искромётная сцена последнего акта сыграна артистами блестяще. К сожалению, не вошёл в постановку зажигательный дуэт Пеликана и Карлы, который мы помним по фильму 1958 года, где его исполнили незабываемые Григорий Ярон и Гликерия Богданова-Чеснокова. Зато добавлена мазурка, открывшая бал, на который по коварному замыслу князя Сергея Александровича прибыл Фёдор Палинский без маски под именем принца Таранто (там и происходит официальное знакомство главных героев). Эту мазурку специально для спектакля написал музыкальный руководитель и дирижёр постановки Андрей Алексеев на основе музыки Кальмана. И она подчеркнула «русскость» действия.
В кульминационной сцене мы видим венчание Феодоры и Фёдора и последовавшее затем «разоблачение»: принц оказывается безродным циркачом Мистером Икс, а Феодору называют принцессой цирка! Чувствуя себя обманутой, она отвергает самозванца, но он называет своё настоящее имя – князь Фёдор Палинский и гордо удаляется...
Спектакль начинался с того, что авторы придумывают сюжет оперетты, а заканчивается тем, что они «дописывают» финал: на сцене появляется Фёдор Палинский, затем – Феодора, которая признаётся ему в любви и говорит, что не может жить, зная, что каждый вечер он рискует жизнью. Под всеобщее ликование влюблённые соединяются...
Над декорациями и костюмами работала японская художница Йоко Сеама, оформлявшая в этом театре мюзикл «Мисс Сайгон». Для создания декораций были придуманы оригинальные сложные технические решения. Впечатляющие декорации бального зала навеяны красотой интерьеров самого Театра музкомедии.
Что же в итоге? Волшебная музыка короля оперетты Кальмана, удачно подобранные исполнители, красивые костюмы и декорации, настоящие цирковые артисты на сцене и в непосредственной близости к зрителю, праздничная атмосфера – спектакль получился!