Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 29 апреля 2024 г.
  4. № 16 (6931) (24.04.2024)
Телеведение

Пришелец

К 100-летию Донатаса Баниониса

29 апреля 2024
Донатас Банионис в роли Ладейникова («Мёртвый сезон»)

Банионис мягким, чуть надтреснутым голосом Демьяненко объяснял, как устроен мир (из всех прибалтов один Арнис Лицитис говорил так чисто, что не нуждался в дубляже).

Как нудно и терпеливо работает разведка («Мёртвый сезон»).

Как перетягивать на свою сторону Восток, который тебя же в конце и убьёт («Жизнь и смерть Фердинанда Люса»).

Как использовать народных героев против национальных движений («Житие и вознесение Юрася Братчика»).

Есть такие инородные дядюшки, которые лучше знают, как всё вертится. И поясняют в случае личной симпатии, слегка дивясь неразумию окружающих.

Иногда немцы. Иногда горцы. Иногда евреи.

Литовцы вот.

У человека, знающего иной уклад, взгляд объёмнее и оптика лучше. И улыбка авгура, за которой так охотятся режиссёры медленного кино.

Литву сегодня принято чохом писать в чужих – органично враждебных инопланетян. Банионис меж тем происходил из твёрдой красной семьи, осознанно вступил в компартию, а со временем вышел в члены республиканского ЦК. Быть левым в литовской глуши, где гражданская война отбушевала не в начале 20-х, а в конце 40-х и была на порядок лютее соседних Латвии с Эстонией, – приключение на любителя. Донатас Юозович в интервью о том не распространялся, хотя, видимо, было что порассказать. Знакомый, комсомоливший тогда в западноукраинской Коломые, раз обмолвился, как ходил на службу с автоматом и гранатами. Так что великий эпос «Никто не хотел умирать» – с дырами в стекле, винтовкой у стены и вздрагивающей от близкой пальбы лошадью – снимался совершенно с натуры.

Фильм вывел на общесоюзную орбиту сразу пятерых литовцев: Будрайтиса, Адомайтиса, Масюлиса, Баниониса, Норейку – и эстонца Бруно Оя. Их стали приглашать на роли русских и немцев: высшая ступень карьеры для прибалтийского артиста. Раскинув руки, Банионис стоял в пустой председательской келье у стола со свечой и пистолетом – и тень на стене явно символизировала распятие. Так в те годы снимал один Вайда. Витас Жалакявичюс вместе со своими артистами вышел в классики с одной картины.

Следом уже шёл «Мёртвый сезон» – самый честный, без поддавков фильм о разведке не только в российском, но и всём мировом кино. Режиссёр Кулиш поначалу утвердил на главную роль Тихонова (дело было до «Семнадцати мгновений»), но прототип героя полковник Молодый пожелал большего внешнего сходства – подошёл Банионис. Необходимость посвящать профана-зрителя в тайны шпионских дел разрешилась гениальным ходом: агенту-профессионалу понадобился дилетант. Покуривая, морщась и улыбаясь, он читал новичку азы профессии. Бесил олимпийским спокойствием. Посмеивался над радикальными предложениями. «А вы на каком фронте служили?» – допытывался неофит. «Я при главном штабе служил, шифровальщиком», – угадывая снисхождение к тыловым, отвечал герой. «Кто там у вас заправлял?» – «Генерал Гальдер. А потом Йодль». Тыловик всю войну перекладывал бумажки в генштабе Третьего рейха.

Готические, исполинского роста тени европейской культуры стояли за спиной. Кадр делили с Банионисом будущий Лир Юри Ярвет, будущий Гайдн Бруно Фрейндлих, будущая Мария Стюарт Светлана Коркошко и будущий Базилио Ролан Быков. Да и ему ещё предстояло быть Гойей, Бетховеном, Альенде и Тарковским. Тогда-то и пошла череда его эпических притч с восходящими к классицизму длинными названиями: «Гойя, или Тяжкий путь познания», «Житие и вознесение Юрася Братчика», «Жизнь и смерть Фердинанда Люса», «Бегство мистера Мак-Кинли». В трёх из четырёх Банионис играл заглавные роли. В «Братчике» был отцом-иезуитом, планирующим извести народного героя. В прочих изводили его самого.

Тарковский позвал его в «Солярис» на роль себя: фильм был картиной мира самого автора. Мыслящий океан Солярис – Бог и диалоги с ним («Убрать бога», – гласила резолюция кинокомитета). Призраки близких, снятые с холодным носом только потому, что все дорогие Андрею Арсеньевичу люди были ещё живы. Вселенская пустота, где нет ничего, кроме разумной туманности, духов родни и брейгелевских «Охотников». Суетный экипаж, без которого не взлететь, но который дико надоел болтовнёй, – явная пародия на съёмочную группу. Для главной роли требовался максимально отстранённый и в то же время мягкий артист с христианским долготерпением. Конечно, местный иностранец. Конечно, Банионис. В финале он блудным сыном стоял на коленях перед Николаем Гринько – точной копией Арсения Александровича Тарковского. Кому попало такое не доверишь.

В пятьдесят он стал народным СССР, сыграв за немыслимо плотные шесть лет всё и дальше уже позволяя себе лёгкие экзерсисы Мастера. В «Приключениях принца Флоризеля» – нового Мориарти, гиперзлодея Клетчатого, от одного портрета которого у бесов кровь цепенеет в жилах. В «Кентаврах» – крёстного отца Жалакявичюса – икону левых президента Альенде. Сценарист «Мёртвого сезона» и режиссёр «Всадника без головы» Вайншток предложил ему скетч из ковбойской жизни «Вооружён и очень опасен», отыгранный на полном серьёзе, – представляю, какого труда им с Броневым в шляпах и с кольтами стоило не «расколоться» и не заржать прямо в кадре.

Мудрые, ироничные, пёстрые, пошлые 70-е востребовали артистов высокой пробы – носителей ума холодных наблюдений и сердца горестных замет. Их было много на челне, не меньше дюжины, – и равным на пиру присутствовал артист всемирно известного театра из ничем более не примечательного маленького городка Паневежис.

Из какой-то Литвы, также знаменитой разве что «Жальгирисом», Гедиминасом, Жалакявичюсом и Банионисом.

Чьё сегодняшнее столетие ни для кого в России не пустой звук.

Тэги: Век
Обсудить в группе Telegram

Денис Горелов

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Аристократ из ушедшей эпохи

    28.03.2025
  • Смоктуновский – имя нарицательное

    28.03.2025
  • В историческом контексте

    21.02.2025
  • Интеллект, голос, хватка

    12.02.2025
  • С надеждой на перерождение

    18.01.2025
  • Блаженный – значит счастливый

    85 голосов
  • Земля и небо

    68 голосов
  • Гений эпизода

    52 голосов
  • Последний из огненных

    40 голосов
  • В своей печали древним песням равный

    38 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS