Губернатор Оренбургской области Юрий Берг и президент фестиваля, режиссёр, продюсер, гендиректор кинокомпании «Россфильм» Татьяна Воронецкая справедливо заметили, что «Восток&Запад. Классика и авангард» уже восемь лет успешно воплощает идею, лишь недавно озвученную на саммитах стран БРИКС и ШОС, – организовать кинофестиваль фильмов из стран, входящих в эти альянсы. Уже понятно, что данное культурное мероприятие будет и косвенно, и напрямую затрагивать, освещать, а возможно, и решать (!) трудные политические ситуации. Вот только Оренбургский кинофестиваль намного раньше спрогнозировал необходимость такого взаимодействия и, несмотря на все трудности (в первую очередь, конечно, с финансированием), на практике осуществил столь сложную задачу! Программный директор, известный киновед Сергей Лаврентьев подчеркнул: «С самого первого фестиваля мы пытались акцентировать не то, что разъединяет Восток и Запад, а то, что их сближает. Или может сблизить. Для этого надо лишь отказаться от силы Зла и поверить в то, что Добро гораздо сильнее».
Нынешний фестиваль посвящён Году литературы в России, и помимо двух конкурсных лент-экранизаций состоялись показы специальной программы «Литература в кино»: по рассказам Василия Шукшина – «Охота жить» Сергея Никоненко, по пьесе детского психолога Екатерины Мурашёвой – «Класс коррекции» Ивана Твердовского, по прозе Максима Курочкина – «Раскоп» Сергея Дахина, по пьесе Александра Володина «С любимыми не расставайтесь» – «Ещё один год» Оксаны Бычковой. Также внеконкурсным (к сожалению!) оказался и новый фильм Татьяны Воронецкой «Архипелаг», снятый по роману «ГенАцид» Всеволода Бенигсена. Он стал фильмом открытия фестиваля в Оренбурге, как и в июне открывал российскую программу 37-го ММКФ.
Но картина заслуживает отдельного внимания, поскольку вскрывает серьёзнейшую проблему восприятия народом национальной культуры, говорит о способности и желании такого восприятия… В сложном жанре трагифарса показана, конечно, вымышленная, но метафоричная история о типичной русской деревне, где все мужики беспробудно пьют, бабы тщетно пытаются наладить личную жизнь, денег ни на что ни у кого нет, а «культурный досуг» – всеобщие посиделки за самогоном. И вот приезжает в Архиповку молодой филолог Черепицын (Дмитрий Сергин) – писать в тихой провинции диссертацию об управлении хаосом. Устраивается библиотекарем, благо библиотека здешняя изобилует литературными шедеврами, увы, народом не востребованными. А в районе руководство решает провести эксперимент: печатает в единственном экземпляре краевую газету с указом Президента РФ о претворении в жизнь национальной идеи – культуру в массы. Каждый гражданин России обязан прочесть две книги прозы и поэзии, а через три недели отчитаться перед согражданами декламацией отрывка наизусть. Сначала протестуя, а потом искренне втянувшись в этот процесс, архиповцы взахлёб знакомятся с Чеховым, Лесковым, Буниным, Достоевским, Платоновым, с томиком Пушкина ходят в сельпо за водкой, «расплачиваясь» чтением лирики наизусть, самозабвенно на посиделках завывают стихи Бродского, воруют из библиотеки портреты Тургенева и Толстого, с трепетным воодушевлением цитируют футуриста Кручёных: «Дред / Обрядык / Дрададак!!! / ах! зью-зью! / зум/ дбр жрл!.. жрт!.. банч! банч!!!»… Но когда один из мужиков покончил с собой, потому что ему чеховская «литература всю душу перепахала» и смысла в жизни своей он не увидел, архиповцы узнали, что над ними поставили эксперимент, как к подопытным кроликам отнеслись, и книги читать было совсем не обязательно, – и грянул «русский бунт, бессмысленный и беспощадный», в огне которого погибла и библиотека...
К слову, Пушкин приезжал в Оренбург, искал материал для «Капитанской дочки» и свидетелей истории пугачёвского бунта. «Архипелаг» Т. Воронецкой исследует вопрос взаимопроникновения народа в культуру и культуры в народ, эта связь ментальна, мы же не только были ещё недавно «самой читающей нацией в мире», но и остаёмся литературоцентричной страной! Для нас Слово – то, с чего мир начался. Для всех других стран русская литература – вклад в мировую цивилизацию. Потому что «душу перекапывает», глаза открывает, жизнь объясняет, учит любить человека и быть лучше… В проводимый Год литературы не хочется относиться к этим важнейшим вопросам формально, но, получается, лишь указ Президента РФ, как указующий перст, может сегодня сконцентрировать интерес россиян на национальном достоянии, а нам самим и дела нет?..
Во внеконкурсной российской программе «Сплетённые параллели» показано 10 картин, и в их числе также присутствуют фильмы совместного производства. Впервые в этой программе были учреждены приз президента фестиваля и приз зрительских симпатий. В итоге приз президента достался уникальному фильму Ирины Евтеевой «Арвентур», в основу которого легли одноимённое произведение Александра Грина и даосская притча (об этом «ЛГ» писала в обзоре 37-го ММКФ, наградившего картину спецпризом жюри). Зрительские симпатии совпали с предпочтением генерального спонсора фестиваля – клубного комплекса «ЯР»: «Лучший фильм» – «Училка» Алексея Петрухина, а приз за «Лучшую роль» достался актрисе Марии Коровиной, сыгравшей в фильме Александра Прошкина «Охрана» (об обеих картинах «ЛГ» также писала в обзоре фестиваля в Выборге «Окно в Европу»). Отмечена и мелодрама с Константином Лавроненко «Как меня зовут» Нигины Сайфуллаевой: в реалистичном стиле «подглядывающей камеры» рассматриваются темы «отцы и дети», «вина отцов», «брошенное поколение», «суд потомков».
В специальной программе «Сделано в России» зрители посмотрели фильмы студии «Интерфест»: таёжную повесть «Беглецы» Рустама Мосафира с Елизаветой Боярской и Петром Фёдоровым, ретро о подростках 1970-х «Однажды» Рената Давлетьярова с Дарьей Мельниковой, психологическую драму «Зелёная карета» Олега Асадулина – выдающаяся актёрская работа Андрея Мерзликина.
В этом году на фестивале стартовала новая программа «Актёр-режиссёр», продемонстрировавшая самостоятельные опыты в режиссуре Андрея Соколова – «Память осени», Кирилла Плетнёва – две короткометражки «6.23» и «Настя», Марии Болтневой – «Семь Я» и «Бумеранг», Екатерины Голубевой-Польди – «Кукловод» и «Смарагд», Анны Арлановой – «196», Евгения Корчагина – «Феликс и его любовь» со Светланой Немоляевой и Александром Леньковым (последняя роль)...
Призом за вклад в киноискусство фестиваль почтил в этом году сразу трёх героев: «Золотой сарматский лев» был вручён писателю, главному редактору «ЛГ» Юрию Полякову, по произведениям которого снято 18 картин, народному артисту России Сергею Никоненко, представившему оренбуржцам свой новый фильм «Охота жить» (о нём «ЛГ» писала в связи с фестивалем в Выборге), и народной артистке России Ирине Купченко.
Безусловно, скандальный фильм «Училка», где главную роль с максимальной искренностью, самоотдачей, зашкаливающим темпераментом исполнила блистательная Ирина Петровна, затрагивает острейшие проблемы школьного воспитания и образования, но профессиональное качество картины вызывает большое недоверие к этому «продукту». Ирина Петровна – отдельно, а фильм «Училка» – отдельно...
Призом губернатора Оренбургской области им. Алексея Саморядова «За лучший сценарий» награждён Юсуп Разыков за фильм «Побег из Москвабада» режиссёра Дарьи Полторацкой. Это драматичный рассказ о гастарбайтерах, коррумпированных фэмээсниках, нерезиновой Москве, чужих среди своих и своих среди чужих… Приз Гильдии киноведов и кинокритиков СК России «Белый слон» в этом году впервые вошёл в число наград фестиваля, лауреатом стал фильм Эрнеста Абдыжапарова «Такси и телефон» (Киргизия).
Победителями международного конкурса и обладателями прекрасной статуэтки «Золотой сарматский лев» стали: «Лучшая мужская роль» – Петер Курт в философской притче «Шмитке» режиссёра Штефана Альтрихтера (Чехия–Германия), «Лучшая женская роль» – Мерила Зарейе и «Лучший режиссёр» – Наргес Абьяр за фильм-трагедию о поствоенных реалиях «Путь 143» (Иран), «Лучший фильм» – «Тысячу раз спокойной ночи» режиссёра Эрика Поппе (Норвегия–Ирландия–Швеция–Кения). И пожалуй, с этим раскладом призов не поспоришь, что бывает нечасто.
«Путь 143» – история матери, 15 лет назад проводившей единственного сына на войну. И с тех пор, ничего о нём не зная, она ждёт его. Случайно в засекреченной траншее под номером 143 находят его останки, и наедине с гробом сына мать из-под национального флага достаёт в белой пелене свёрток с костями, размером с младенца, качает его, видя своё дитя новорождённым, поёт колыбельную, прощаясь с ним, отпуская свою боль, свою материнскую любовь…
Жюльетт Бинош, звезда французского кино, сыграла в картине «Тысячу раз спокойной ночи» фотокора в горячих точках. В тихой Швеции у Ребекки прекрасная семья – муж-учитель и две дочки, а профессия – жёсткая, опасная, рисковая. После ранения в Кабуле она решает уйти из профессии, быть домашней, любящей, счастливой. Напоследок принимает заказ снять в Кении лагерь беженцев и, как в путешествие, берёт с собой старшую 14-летнюю дочь. На лагерь нападает военизированная банда карателей, и Ребекка, отправив дочь в безопасное место, остаётся под пулями снимать этот ужас расправы над стариками, женщинами, детьми… По возвращении муж выгоняет жену из дома – ей нельзя доверить детей, а дочь говорит ей в лицо: «Мне было бы легче, если бы ты была мертва. Раз погоревали бы и навсегда забыли!»… Но и к девочке приходит понимание: «Я думаю о тех детях, которые каждый день проходят через кошмар. Кто-то должен их всё время снимать, и этот кто-то – моя мама. Им моя мама нужна больше, чем мне». Ребекка снова едет в Кабул, её пускают снимать тайный обряд: на ровесницу её дочери с непрекращающимися молитвами взрослые женщины надевают пояс шахидки, сажают в фургон и отправляют смерть в мир. Ребекка в шоке, в бессилье падает на колени и закрывает глаза – она, правильная, добрая, смелая европейская женщина, не может остановить теракт, что-то объяснить этим женщинам, предотвратить зло… Отношения «отцы и дети» трансформируются в отношения «война и мир», которые никогда не смогут между собой договориться. Для войны всегда нужен мир – как логическое её завершение. Но нужна ли война миру – может быть, как контраст, как Бог и его противоположность, как свет и тьма? Если не принять существование одного – значит, отрицать и второе, а если принять одно, то и от второго не избавиться… Примечательно, что в период работы кинофестиваля, словно в подтверждение этой связки, в Оренбургской области начались общеармейские учения «Центр-2015» в присутствии главнокомандующего России и военных атташе из 40 стран. Как говорится, хочешь мира – готовься к войне...
Программа кинофорума оказалась очень сильной, большинство картин говорило со зрителем не просто о сложных проблемах, но о страшных, неразрешимых, не укладывающихся в повседневность своей жестокостью и необратимостью, но существующих проявлениях жизни… Можно привычно считать Восток и Запад с их столь разными историческим развитием, культурой и укладом, классику и авангард в их противоречиях, искусство и политику в столкновении созидания и разрушения категориями полярными. Но при гуманистической направленности друг к другу из противоположностей рождается мощное единство и осознаются неисчерпаемое богатство и ценность нашего общего мира. Каждый человек, испив из этого колодца, становится мудрее и добрее…
ОРЕНБУРГ – МОСКВА