Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управление подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 26 декабря 2025 г.
Культура

Привлекательность и обречённость зла

В Театре Гоголя - премьера спектакля «Герой нашего времени?», в котором поэт, наш современник, проживает судьбу Григория Печорина и ищет ответы на вопросы: «Зачем всё это?» и «Кто определяет судьбу – сам человек или Фатум?»

26 декабря 2025

Наталья Судленкова


Зрителей встречают строки Михаила Лермонтова «Погиб поэт, невольник чести...» И это не только об Пушкине или о самом Лермонтове. Это о погибели, о последних мучениях, которые не смог вынести поэт, о досадной тайне обманутых надежд.


На кажущейся пустой сцене в круге света сидит одетый в бесформенный вязаный кардиган молодой мужчина (Андрей Финягин), на его голове – чёрная вязаная шапка, в руках – томик Лермонтова, перед ним – пистолет. Это наш современник, поэт, он анализирует свою жизнь, вглядывается в пустоту внутри себя и завидует героям 19-го века, которые жили, с его точки зрения, полной и насыщенной жизнью.  


Он пытается найти ответ на главный вопрос своего существования: «Зачем всё это?» Не находит. И пускает пулю в висок...


Но за те доли секунды, которые проходят между нажатием пальца на курок и мгновением, когда пуля пробьёт голову, рядом с поэтом появляется загадочная фигура – иллюзионист Апфельбаум (Андрей Кондратьев), который упоминается в главе «Княжна Мэри» лермонтовского романа «Герой нашего времени».


В романе больше об Апфельбауме ничего не сказано, а это был реальный человек. Его описание даёт книга «Замечательные чудаки и оригиналы» русского писателя и краеведа второй половины 19-го века Михаила Пыляева: «Апфельбаум был очень приличен, ходил во фраке с большим жабо. В руках у него всегда была палочка из слоновой кости, которая и помогала при манипуляциях».


Апфельбаум в спектакле предлагает поэту сделку – возможность прожить сюжет романа «Герой нашего времени», соблюдая все линии произведения. Таким образом, судьба поэта, героя пьесы, априори предопределена, но он постоянно стремится выйти за обозначенные ею границы, пытается спорить с Апфельбаумом, однако это бесполезно. Он проживает жизнь Печорина и делает из этого опыта свои выводы.


Режиссер Антон Яковлев смело мешает очерёдность глав романа Лермонтова, сохраняя основное – помыслы и мотивы его героев. Авторский стиль режиссёра – вневременье. В постановках в своем театре по классическим произведениям русской литературы («Преступление и наказание», «Гроза», «Игроки») он идёт к Логосу в христианском понимании этого слова – к смыслу. И если речь о смысле, то так ли важно, в одежду какой эпохи одеты герои? Так ли принципиально соблюсти жёсткую очерёдность литературной основы, если изменения как раз подчёркивают это вневременье и равность значения смыслов для разных эпох?


Яковлев говорит. «Мне не интересно просто проигрывать известный классический сюжет, мне важно анализировать, препарировать Печорина с точки зрения современного человека. И делать это не умозрительно, философски, а в буквальном смысле. Для этого мне и нужен сегодняшний герой. Зритель будто отправляется в мистический психологический триллер, где этот герой пытается выжить, играя по чужим правилам. Он будет соблазнять женщин, драться на дуэли, хоронить любимых и с каждым шагом все больше приближаться к яркой, но жестокой реальности того, в чьей шкуре он оказался…»


Зритель увидит всех главных героев романа «Герой нашего времени» – Бэлу (Анастасия Епифанова), Максима Максимыча и Доктора Вернера (обе эти роли блистательно исполняет Дмитрий Высоцкий), княжну Мэри (Полина Резаева) и её мать (Мария Свирид/Мария Макурина), Грушницкого (Александр Груздев) и других.


Музыкальный лейтмотив пьесы - песня из главы «Тамань» романа «Как по вольной волюшке —По зелёну морю, Ходят всё кораблики Белопарусники». Музыку к спектаклю написал композитор Андрей Зубец.  


Свет в «Герое нашего времени?» становится равноправным участником и эффектно дополняет минималистичные декорации. Он подсвечивает героев, маскирует изменения на сцене, ведёт зрителей от одного эпизода к другому и живёт собственной жизнью (художники по свету - Антон Яковлев и Илья Султанов).


Яковлев добавляет в спектакль ещё один элемент – текст самого романа: фразы из «Героя нашего времени» бегущей сверху вниз строкой появляются на экранах, окаймляющих сцену, например, «Женщины любят тех, которых не знают».


Режиссер утверждает: «Мы видим этот текст визуально и рефлексируем по поводу этого текста. Это метапроза, когда мы можем ассоциировать себя с персонажем, когда мы можем отрефлексировать текст. Это попытка как можно глубже пойти в этот роман и по пути его обсудить с самим собой, с персонажами, которые выходят из образа и обсуждают героя».


Андрей Финягин в роли Печорина – это вселенский абсолютный холод, это -273 градуса по Цельсию. Во втором действии холод как отражение полной пустоты героя ощущается буквально физически – по коже бегают мурашки, хочется поглубже вжаться в кресло, но эта пустота будто притягивает с невероятной силой. Сам Печорин в своём дневнике задумывается: «Неужели зло так привлекательно?»


Об этом же пишет в прощальном письме очередная жертва Печорина – беззаветно любящая его Вера (её роль блестяще исполнила Алёна Гончарова): «...в твоей природе есть чтото особенное, тебе одному свойственное, чтото гордое и таинственное; в твоём голосе, что бы ты ни говорил, есть власть непобедимая; никто не умеет так постоянно хотеть быть любимым; ни в ком зло не бывает так привлекательно...»


Печорин – это чёрная дыра, которая втягивает в себя и уничтожает всех, кто осмеливается приблизиться к ней за горизонт событий – ту черту, за которой избежать притяжения не может даже свет. Финягин показывает эту зияющую пустоту, готовую схлопнуться под давлением собственного тяготения сама в себя, в обоих героях – и в поэте, нашем современнике, и в Печорине. Черты героев Финягина - холодный голос, ледяное равнодушие к судьбам окружающих и презрение к смерти как производная презрения к самой жизни.


Печорин потерян не потому, что не смог найти своё место в жизни, а потому, что в мире нет места, которое вместило бы его пустоту. Печорин, как и наш современник-поэт в спектакле, безуспешно ищет то, чего не может дать сам – безусловную любовь.


И ещё один вопрос, на который пытается найти ответ герой постановки: «Кто определяет судьбу – сам человек или незримый Фатум?»


Но судьба героев Финягина предопределена их внутренней пустотой и невозможностью (неспособностью или нежеланием) наполнить её собственным смыслом. Апфельбаум, предлагая поэту в спектакле выбор, соглашаться ли пройти путь Печорина и попытаться изменить судьбу или сходу погибнуть, говорит, что делал похожее предложение Сергею Есенину, Владимиру Маяковскому и Борису Рыжему. И те предпочли мгновенную смерть. Поэт в спектакле должен сделать собственный выбор.  


Поставив вопросительный знак в названии пьесы «Герой нашего времени?», Антон Яковлев оставляет за зрителем право самому себе ответить на вопросы «Герой ли Печорин?» и «Если он - Герой, то нашего ли времени?»


 


 

Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Время славы и восторга

    26.12.2025
  • «Третья миссия» университета

    25.12.2025
  • «Волшебные подснежники»

    24.12.2025
  • Феномен Коржева

    22.12.2025
  • Живое наследие Георгия Свиридова

    21.12.2025
  • «Пятна» на сочинском солнце

    15317 голосов
  • Юрий Башмет: «Спасаем вокруг себя ближних!»

    10230 голосов
  • Прелюдия к концерту бытия...

    7453 голосов
  • Ангелина Вовк: «Песни завтрашнего дня – о счастье!»

    2623 голосов
  • Бремя Платонова

    2370 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Поэзия ЛГ рейтинг Поэзия Дагестана Книга месяца от Анны Матвеевой Четвертое дыхание Во все колокола
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
  • Пользовательское соглашение
  • Обработка персональных данных
ВКонтакте Telegram YouTube RSS