Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 17 июня 2020 г.
  4. № 24 (6741) (17.06.2020)
История Станционный смотритель

Призвание – машинист

«Делай хорошо или никак!» – любимая присказка Юрия Буняева

17 июня 2020
Юрий Буняев (второй слева) и его бригада

Когда профессия становится образом жизни – это, наверное, уже не работа, а призвание. Это громкое слово мы обычно употребляем, когда говорим о музыкантах или крупных политических лидерах, а тут – машинист. Но у настоящего машиниста, отдающего делу всю душу, как минимум полжизни проходит в пути. А потом, на пенсии, почти каждую ночь снится железная дорога. Десятилетиями! Таким был Юрий Михайлович Буняев (1926–2011).

 

Он был потомственным железнодорожником и другой доли для себя даже не представлял. Только в этом мире дымящих паровозов, когда нужно уметь поспешать не торопясь, когда вся твоя жизнь подчинена расписанию, но в цене – инициативность, умение проявить сильный характер.

Отец машиниста был слесарем в железнодорожном депо, которое располагалось под Белгородом, в селе Чёрная Поляна (ныне – Зелёная Поляна). Любил своё дело, но всё-таки считал, что главный человек на железной дороге – это тот, кто даёт ход паровозу.

Отец иногда брал сына в депо. Они оба мечтали, что Юрий станет машинистом и будет возить самые скоростные и тяжёлые поезда. В 1941 году, когда отец ушёл на фронт, Юрию не исполнилось и пятнадцати. Но он уже работал в депо – ремонтировал паровозы и составы.

Трудовых рук в то время остро не хватало. Когда ему исполнилось 17, пошёл в Белгород, в главное депо, лежавшее в руинах после налётов немецкой авиации. Он ещё не окончил семилетку – но кто в те дни думал о дипломах? Образование Буняев получит позже, будучи уже опытным железнодорожником. А в разгар немецкого наступления юношу взяли помощником кочегара. Мечта почти сбылась: он был причастен к вождению составов. В 1944-м, когда Юрия Буняева назначили помощником машиниста, белгородские железнодорожники обслуживали прифронтовую линию, доставляли военную технику и боеприпасы, а обратно вывозили раненых. Это была суровая школа – и он вышел из неё настоящим профессионалом, для которого не существовало безвыходных ситуаций. К 1947 году он выучился на машиниста.

О том, как работали железнодорожники в первые послевоенные годы, нужно писать классический производственный роман. Страна возрождалась из руин – это ходовой газетный образ тех лет. Сколько трудового пота за ним стоит, сколько надежд! Как любил Юрий Михайлович своего «Федьку» – паровоз ФД, названный, как известно, в честь Феликса Дзержинского, мощный, спокойно перебрасывавший из пункта А в пункт Б составы с тяжёлыми грузами – долгожданными для возрождавшейся индустрии.

Буняев навсегда запомнил, как ему впервые довелось вести состав с комбайнами, которые ещё были редкими птицами «на полях страны». Это было крайне ответственное задание: современная техника, необходимая хлеборобам, требовала особой аккуратности. И в начале рейса – видимо, не справившись с нервами, – он стал отставать от графика. Как трудно было минута за минутой навёрстывать упущенное… Но на конечный пункт состав Буняева прибыл, не опоздав ни на полминуты. Он всегда считал, что железная дорога – это прежде всего надёжность и точность. Он и сам ни разу в жизни не опоздал на работу.

В 1953 году Юрия Михайловича – молодого, но уже опытного мастера своего дела – назначили старшим машинистом. Он попросил дать ему самый плохой паровоз, требовавший ремонта. Все бригады отказывались от этой машины! Бригада Буняева возродила паровоз и вышла в передовые. К тому времени у него выработался особый подход к работе. Он требовал от своих учеников аккуратности и чистоты во всём, начиная с одежды, в которой они отправлялись в рейс. Свежие рубашки, все – выбриты, причёсаны, как будто только что из парикмахерской. И, конечно, не для «показухи»: машинист считал, что с этого начинается дисциплина. «Делай хорошо или никак!» – это была его любимая присказка. Она выражала характер. В свободные минуты он сам влажной тряпкой стирал гарь с окон кабины. Не терпел неряшливую работу…

В 1959-м Буняев выступил с инициативой увеличения суточного пробега паровоза. За 6 месяцев после начала этого эксперимента он провёл 80 тяжеловесных поездов, в которых было перевезено сверх плана 18 тысяч тонн грузов. Бригада сэкономила для государства 163 тонны угля. Старание не осталось без награды: Буняев стал Героем Труда, различные награды получил и весь его небольшой коллектив. На него равнялись как на лучшего машиниста Белгородского депо. На его пиджаке в праздничные дни красовались и знак «Почётному железнодорожнику», и медаль «За трудовое отличие», и знак «1 000 000 км безаварийного пробега»… Уважаемый человек – и вполне заслуженно!

Тем временем железная дорога электрифицировалась. Многие машинисты, сроднившиеся с паровозами, не торопились переучиваться. Но Буняев привык шагать впереди – и, забыв о своих регалиях, сел на ученическую лавку, окончил техническую школу. И стал машинистом электровоза, а затем – машинистом-инструктором. Он не просто водил составы, он досконально знал тонкости каждой модели электровозов, которые только имелись в Советском Союзе.

И снова – инициативы, снова рекорды. Колонна электровозников, возглавляемая Буняевым, добилась пробега в 67 830 километров без ремонтов. Финансисты не успевали высчитывать: сколько тысяч рубликов сэкономил для страны машинист Буняев? Он верил, что стране необходим его вклад в общее дело. В те годы старались повысить производительность труда, учреждая соревнования между машинистами. Буняеву вручили первый приз Южной магистрали. А ещё машинист всю жизнь гордился крепким рукопожатием и добрым словом, которое услышал от маршала Советского Союза Ивана Конева. Это было после войны.

На склоне лет машинист вспоминал о своей эпохе: «У каждого человека было немало возможностей, чтобы проявить себя в труде. И очень важно, что такого героя замечали, его знали и на производстве, и в городе. О них писали газеты, рассказывали по телевидению. Я люблю свою работу и благодарен судьбе, что годы моей юности и зрелости пришлись на то время».

Редкий случай: всю жизнь он работал в родных краях, на Белгородчине. Как в поговорке – «Где родился, там и пригодился». Буняев не чурался «общественной деятельности», не жалел личного времени. Звезда Героя дала ему возможность помогать товарищам – многодетным семьям, инвалидам. Он добивался для них то улучшения жилищных условий, то повышения пенсии. Таким и запомнили этого честного трудового человека, преданного своему делу, любящего людей. Настоящего аккуратиста, на которых и держится железная дорога.

В начале 2011 года Героя Труда не стало. И его не хватает железной дороге. Таких людей не хватает. Потому и сохраняется добрая память о безаварийном белгородском машинисте-«аккуратисте». Обыкновенная – и всё-таки героическая – трудовая биография.


22-Доска-1.jpg

1 августа 1959 года Указом Президиума Верховного Совета СССР за выдающиеся успехи, достигнутые в развитии железнодорожного транспорта, Юрию Михайловичу Буняеву было присвоено почётное звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и Золотой медали «Серп и Молот».

Тэги: Арсений Замостьянов Личность
Обсудить в группе Telegram

Арсений Замостьянов

Родился в Москве, в семье инженеров. Окончил Ли... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Кони были не стальные

    05.10.2022
  • Там, где рельсы уходят вдаль

    07.09.2022
  • Мечтая о скорости

    31.08.2022
  • От флота к железным дорогам

    24.08.2022
  • Ворота в сказочную Тавриду

    17.08.2022
  • Нельзя поклоняться дьяволу

    218 голосов
  • Демократия для Дзержинского

    114 голосов
  • Вечное движение Гёте

    100 голосов
  • Рыцарь Страны Советов

    96 голосов
  • Андрей Макаревич: «Я ненавижу конспирологию…»

    95 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS