В конце сентября в ГМИРЛИ имени В.И. Даля открылась выставка «Нам не дано предугадать…», приуроченная к трём юбилейным датам: 200-летию со дня рождения Ивана Аксакова, 220-летию со дня рождения Фёдора Тютчева и 225-летию со дня рождения Александра Пушкина. Об экспозиции, пересечениях творческих и человеческих судеб и жизни наименее известного из трёх литераторов – Ивана Аксакова – беседуем с одним из кураторов выставки, руководителем Культурно-исторического центра «Музей С.Т. Аксакова», ведущим научным сотрудником ГМИРЛИ имени В.И. Даля Варварой Давлетбаевой.
– Что связывает трёх героев выставки?
– И литературные, и жизненные пути Пушкина, Тютчева и Аксакова пересекались порой самым причудливым образом. Например, Иван Сергеевич Аксаков приходился зятем Фёдору Ивановичу Тютчеву (он женился на дочери великого поэта, фрейлине императорского двора Анне Фёдоровне Тютчевой), а впоследствии стал первым биографом поэта. А о литературном даре Тютчева Россия узнала благодаря пушкинскому журналу «Современник». Пушкин также планировал издать его первую книгу, но, увы, этому помешали дуэль и гибель поэта.
Семья Аксаковых тоже тесно связана с Пушкиным. В 1830-е годы Сергей Аксаков был цензором Московского цензурного комитета и в том числе за его подписью были разрешены «Стансы» Пушкина, третья глава «Евгения Онегина», «Граф Нулин» и другие произведения. В 1830-е годы, когда на Пушкина обрушивается вся литературная критика, в защиту его в погодинском «Московском вестнике» выступает именно Сергей Аксаков, называет поэта «великим художником», способным «отобразить мгновенные движения души человеческой с особенной чувствительностью и горькою усмешкою». Конечно, на произведениях Пушкина воспитывались все его дети, они преклонялись перед его талантом.
Кроме того, три этих имени связала установка памятника Пушкину на Тверском бульваре в 1880 году. Иван Аксаков выступал на открытии с речью, которая начиналась строчками Тютчева: «Тебя ж, как первую любовь, России сердце не забудет!».
– Какие наиболее интересные экспонаты представлены на выставке?
– Благодаря Государственной Третьяковской галерее, Литературному музею (Пушкинский Дом) РАН, нам удалось представить самые яркие портреты трёх героев экспозиции. Например, портрет Тютчева кисти Александровского, написанный сразу после смерти поэта. Или портрет Ивана Аксакова, написанный Репиным во время пребывания литератора в ссылке в Варварино.
Впервые выставляются в Москве уникальные мемориальные предметы, связанные с именем Аксакова: закладка, разрезной нож Ивана Аксакова с его инициалами, его портфель. Многое сохранилось благодаря его супруге, Анне Фёдоровне. Ещё одна уникальная мемория – это автопортрет Веры Аксаковой, дочери Сергея Тимофеевича. В судьбе Ивана Аксакова она играла роль старшего друга, они смотрели на жизнь одинаково – «как на трудный подвиг».
Представлены на выставке и мемориальные предметы, связанные с дипломатической службой Фёдора Тютчева (а он отдал дипломатии 22 года!); пушечные ядра времён Крымской войны, подаренные Тютчеву его зятем, героем Севастопольской обороны Николаем Бирилевым, и многое другое.
– Из трёх героев юбилейной выставки Иван Аксаков, вероятно, наименее известен современному читателю...Что нужно знать о нём?
– Иван Аксаков поступил в Императорское училище правоведения в 1838 году, и уже тогда он был озабочен мыслью, как прожить жизнь так, чтобы быть «каждый день полезным для общества». «Мне ужасно думать, – писал он, – что я проживу, как и вся толпа, не оставив по себе никакого воспоминания…» Впоследствии он служил в Министерстве юстиции, потом в Министерстве внутренних дел. Одно из самых первых его служебных дел – ревизия в Астраханскую губернию под руководством Павла Павловича Гагарина: тогда он научится работать по 16 часов в сутки, отдавал себя делу целиком, без остатка. И говорил: «Переворачивая народ со всех сторон… благодаря ревизии я узнаю о его нуждах и потребностях лучше…»
В 1848 году Иван Аксаков был отправлен в Бессарабию с секретным поручением насчёт раскола (правительство было в то время обеспокоено контактами старообрядцев с их единоверцами в Турции). Иван Аксаков пишет «Записку о бессарабских раскольниках», в которых отмечает, что необходимо, чтобы губернаторы убедили чиновников соблюдать приличия, не оскорблять иноверцев бесполезными насмешками; что к церквам нужно назначить самых образованных, умных, достойных священников, способных заслужить своим поведением уважение сектантов. Возвратился Аксаков из Бессарабии с твёрдым намерением никогда больше не заниматься делами старообрядцев, но его вновь отправляют по такому же поручению в Ярославскую губернию. На выставке представлено изображение: 8 человек секретной комиссии сидят вокруг стола, среди них – Иван Аксаков, а на столе – книжка «Современника» и его поэма «Бродяга». Эту поэму Ивана Аксакова называли предшественницей некрасовской «Кому на Руси жить хорошо». После публикации поэмы министр внутренних дел Перовский вызвал Аксакова к себе и велел определиться и сделать выбор между государственной службой и литературной деятельностью. Иван Аксаков выбрал литературу.
Он приступил к издательской работе: был редактором славянофильского «Московского сборника», журнала «Русская беседа», издавал газеты «Москва, «Москвич», «Парус». На их страницах Аксаков поднимал вопросы свободы слова, уничтожения крепостного права, рассказывал о жизни всех губерний Российской империи.
Современники называли Ивана Аксакова «кремлёвским колоколом, всполошным и призывным, государственной совестью русского народа». Даже бытовала такая пословица: честен, как Аксаков.
Во время Крымской войны он вступает в ряды ополчения в качестве казначея Серпуховской дивизии и доходит до Севастополя. А после подписания мирного договора вновь появляется в Крыму уже в составе комиссии по делам преступлений офицеров и генералов в годы Крымской войны...
И, конечно, нельзя не сказать о его роли в Славянском комитете. В конце XIX века Иван Аксаков становится известен не только в России, но и в Западной Европе, потому что он возглавляет движение поддержки южных славян по борьбе с турецким владычеством. Огромное количество денежных средств стекалось к Ивану Аксакову как председателю Московского славянского комитета: только с 1875 по 1876 год со всей России поступило 700 тысяч рублей за счёт пожертвований на нужды армии. На эти средства закупалось оружие, обмундирование, снаряжались санитарные поезда...
Когда состоялся Берлинский конгресс, по решению которого часть Болгарии была вновь возвращена под турецкое владычество, Иван Аксаков, конечно, не мог промолчать. Он выступил с речью в Славянском комитете: «Ты ли это, Русь-победительница, сама добровольно разжаловавшая себя в побеждённую? Ты ли на скамье подсудимых, как преступница, каешься в святых, подъятых тобою трудах, молишь простить тебе твои победы?..» Именно за эту речь он был отправлен в ссылку в Варварино, во Владимирскую губернию.
Вернувшись оттуда, он продолжил работать над своим последним детищем – газетой «Русь». В ней должны были быть опубликованы его статьи, посвящённые 25-летию отмены крепостного права, несмотря на прямое запрещение императора праздновать этот юбилей. Но до знаменательной даты он не дожил буквально трёх недель...
100 тысяч человек провожали Ивана Аксакова в последний путь. Такое скопление народу было только на похоронах Скобелева и Достоевского. Гроб от храма Христа Спасителя несли на руках до Ярославского вокзала. Аксаков, один из немногих мирских, похоронен в Троице-Сергиевой лавре, рядом с Успенским собором.
– Иван Аксаков действительно был очень важной фигурой для современников. Востребовано ли его наследие сегодня?
– На протяжении последних лет наследие Ивана Аксакова очень масштабно издаётся Центром по изучению традиционалистских направлений ИРЛИ РАН. Возглавляет его уникальный человек, доктор филологических наук Андрей Петрович Дмитриев. После смерти Ивана Аксакова его собрание сочинений в 11 томах издала его супруга Анна Фёдоровна. Именно его и переиздаёт сейчас Пушкинский Дом – с новыми комментариями, дополнениями, уточнениями.
До сих пор не издана полностью переписка Ивана Аксакова. Его труды продолжают изучаться, над ними работают специалисты. Архивы наши поистине неисчерпаемы...