На Первом канале внук актрисы из «Белорусского вокзала» смачно интервьюирует американскую «порнозвезду». Молчи, не закатывай драматично глаза. Переключи с канала со значительным финансовым участием государства на другой – тотально государственный.
Девушка модельной внешности бодро говорит, улыбаясь в камеру:
«…Читательницы волнуются, не исчерпал ли автор своей фантазии? Конечно, не исчерпал! Эротические эксперименты героев продолжают удивлять аудиторию не только числом, но и умением. Как результат –
15 000 проданных экземпляров!»
Это программа «PROчтение» на «России 24». Через пару недель, месяцев или даже лет, вдруг попав на очередной выпуск той же передачи, не удивляйтесь. Там будут рекламировать всё того же автора: «Откровенно провокационные сексуальные фантазии для тех, кто любит побольнее и погорячее. Как всегда, в списке
бестселлеров – не то любовное пиршество, не то утешение проголодавшимся…».
Ну а что поделаешь, если эта книжка всё время в топе? Приходится демонстрировать изобретательность, придумывая каждый раз новую подводку к одной и той же порнушке. У людей такая работа, так что отметим их творческий подход к делу.
Программа «PROчтение» раскрывает тему «книжной индустрии». Где-то в бизнес-планах, предварительных обоснованиях значимости проекта наверняка заявлялось нечто о популяризации Книги. И в каком-то смысле так оно и есть – передача рекламирует бестселлеры. Это ведь очень важно придать новый импульс читательского интереса к произведениям Донцовой, Марининой, Роулинг (или Роуминг?). Государственному каналу нужно обязательно привлечь внимание аудитории к таким государствообразующим явлениям, как Дэн Браун, Акунин или Пелевин…
Когда у ведущей на «России 24» иссякает вдохновение, необходимое для рекламы порнографической книжки, она может сказать что-нибудь эдакое, характеризуя, к примеру, Франкфуртскую книжную ярмарку: «За пять дней проведено более тысячи мероприятий и акций…» Это, так сказать, в качестве аналитики. А чтоб разбавить некоторую суховатость слога, режиссёры дадут короткий синхрон из Германии, где литературный аферист Коэльо выскажется о «комиксах для сексуальных фетишистов».
Нет, ну а как ещё, скажите, популяризировать Книгу?.. Хорошо, пускай ещё Прилепин с Глуховским скажут пару слов, впечатлённые собственным присутствием на главном книжном форуме сезона… Но только пару слов – не более. У нас хронометраж восемнадцать минут. А ведущей ещё надо пройтись от бедра вдоль стеллажей крупного книжного магазина с евроремонтом...
О, литература! Что же ты, скажи на милость, такое есть? Хотите узнать – обратитесь в «PROчтение». Литература – это лайф-стайл магазины, это тренды, это билборды, это бизнес-модели, это пиар-стратегии и даже бук-трейлеры… В какой-то момент кажется, что ведущая пошла на авантюру и, эх-ма, таки перешла на органичный английский… Нет, показалось. «В день всех влюблённых появится роман Сесилии Ахерн «Как влюбиться без памяти», – возвращается она к нашему родному бытию – Дню святого Валентина. Ахерн, Ахерн (неужели действительно «Ахерн»?) – продолжает звенеть в ушах ещё какое-то время, когда уже и передача закончилась, и новая идёт – «Индустрия кино» называется…
А потому что, понимаете, либо так, либо, если вам не близок продвинутый взгляд на вещи, останется единственная альтернатива – «социалистическая индустрия». Со всеми её агитационными натяжками: «За пять дней проведено более тысячи мероприятий и акций»... Выбирайте, либо – тоталитаризм плановой экономики, либо – свобода предпринимательства, невидимая рука рынка, слепая рука судьбы – в кинематографе, изобразительном искусстве, литературе. Не нравится киногеничная ведущая-бухгалтерша с выкладками продаж, столбчатыми и круговыми диаграммами, будет вам русский писатель. В свитере с эмблемой Олимпиады-80, с перемудром во взоре и перегаром на устах. Он ведь именно таков, русский писатель? Или не таков? Да кто же его знает, кто ж его видел…