Ещё пятнадцать лет назад казалось, что российское кино погибло безвозвратно и уж точно никогда не сможет конкурировать с голливудскими блокбастерами. Но «Легенда № 17» провела блистательную хоккейную комбинацию и вышла в лидеры проката. Спортивный подвиг в Канаде, преображённый Николаем Лебедевым и великолепной командой артистов, прорвавшись через мёртвую зону национального самобичевания и апатии, пробил брешь и указал путь другим.
За это фильму простили все исторические несоответствия – не было вокруг замечательного Валерия Харламова особых интриг в спортивном руководстве, а главным героем канадского турне среди наших нападающих был скорее не он, а ныне здравствующий, а тогда могучий и неукротимый Александр Якушев – но самое важное, что народу вернули веру в победу.
Далее было «Движение вверх», где тоже много было напридумано такого, что памятливых пенсионеров покоробило (например, никто из нашей команды не помышлял об «измене»), но опять же было главное: преодоление непреодолимого и победа. Многие подумали, что спортивная тема – гарантия успеха, и начали «клепать про спортивные достижения». Нет, гарантия успеха – не тема, а талант. Сценаристов, режиссёра и артистов. И движение ввысь, а не вниз, к кошмарам и ужасам, которых в жизни каждой большой страны хватает. И удача.
В отличие от мюнхенской Олимпиады и канадской серии свидетелей легендарного турне московского «Динамо» поздней осенью 1945 года по Великобритании осталось очень мало, а это было грандиозное событие для всей страны, не только для болельщиков. Символ перехода от военных тягот к мирной жизни, где преодоление и победы не менее важны.
Надо сказать, что предыдущие фильмы Алексея Пиманова особого энтузиазма не вызывали (о «Крыме» мы писали), они были по идее вроде правильные, а вот по исполнению... Чем фильм про динамовский вояж понравился? Во-первых, достоверностью в деталях и тем, что смог погрузить зрителя в неизвестные совсем для большинства время и место – послевоенная Англия, куда приехали советские футболисты (многие из которых вчерашние фронтовики). В конце фильма приведены были документальные кадры тех знаменательных спортивных событий, чтобы, наверное, зрители ещё раз убедились, как тщательны были создатели в воссоздании улиц и транспорта послевоенного тогда воистину туманного Альбиона, в интерьерах, в одежде и лондонцев, и динамовских футболистов.
Во-вторых, сценарий, который писали известные драматурги братья Пресняковы, сочетает неоспоримую документальную правду и очень вольную фантазию. Чтобы фильм смотрели, нужна детективная интрига и лирическая пружина. К счастью, здесь нет надоевших штампов про кровавую гэбню и коварного Берию, а придуманные любовные коллизии были убедительны и к месту. Особенно тронула, так сказать, боковая лирическая линия со стеснительным нападающим, который много раз звонил в Москву девушке, в которую был влюблён, но не мог вымолвить ни слова. Она очень точно отражала особенности той застенчивой, пуританской эпохи.
Удивила лихостью линия советского атташе по культуре Стрелковой – актриса Евгения Лапова в этой роли и убедительна, и победительна – героиня совсем недавно на фронте была разведчицей, но бывших разведчиков не бывает. В Лондоне красавица-атташе не только разруливает вопросы по культуре, но и умело уберегает футболистов от разного рода провокаций – и тогда многие из британцев были настроены против нашей страны. Я даже подумал, что козни гангстеров (их босса сыграл Андрей Чернышёв), держащих тотализатор, которые, если бы не наша красотка-атташе, сорвали б матч, могли быть в реальности.
Держит сюжет и любовная интрига: сумеет ли совратить с пути истинного британская журналистка (Алёна Коломина) лучшего русского форварда Боброва (Макар Запорожский). Однако показалось немного странным и неправильным, что замечательного, обаятельнейшего Всеволода Михайловича Боброва показали эдаким самовлюблённым бирюком и эгоцентриком. Это может помешать успеху ленты. Впрочем, возможно, я не прав, окончательное решение за зрителем. А противопоказаний к просмотру нет.
Всеволод Бобров (Макар Запорожский) и британская журналистка (Алёна Коломина)