О том, как проблематику экологии используют в политических целях, написано немало, но тема далеко не исчерпана. Актуальна она и в связи с событиями вокруг Аральского моря, которое лишь на первый взгляд далеко от России.
Всю свою историю Аральское море то растёт, то сокращается почти до полного исчезновения. Эти циклы не зависят ни от политического строя, ни от решений, принятых любыми учреждениями или личнос¬тями.
Аральское море циклично сокращается и растёт – и всё тут. И плевать оно хотело, кто что придумал по этому поводу.
Но, конечно же, всё происходящее в природе можно использовать в политике!
В конце 1980-х годов борцы с СССР обвиняли в гибели Аральского моря советскую власть. Заодно они «боролись» с выдуманной ими программой переброски вод сибирских рек в Среднюю Азию, полностью извратив суть планируемых советскими учёными реформ (читайте мою статью «Как не поворачивали реки», «ЛГ», 1 августа 2023 года).
СССР давно нет, а «борьба за Арал» продолжается. С 2018 года усилилось таяние ледников в горах Памиро-Алайской горной системы и Тянь-Шаня. 90% вод Сырдарьи и Амударьи стекают с гор. Ледники тают – воды становится больше. Аральское море растёт…
Кто мешает сказать, что это результат работы могущественных организаций?!
«Демократы» 1980-х годов хотели создавать бюрократические учреждения, чтобы в них заседать, – желательно международные. Избавившись от ига Советского Союза, независимые до ужаса государства Средней Азии создали такие организации! Например, Международный фонд спасения Арала (МФСА), созданный 4 января 1993 года решением глав государств Центральной Азии: Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Республики Таджикистан, Туркменистана и Республики Узбекистан.
Цель фонда: разработки и финансирование экологических и научно-практических проектов и программ, направленных на экологическое оздоровление районов, подвергшихся влиянию «Аральской катастрофы».
Так и пишут: «Аральской катастрофы».
Постоянно действующий орган МФСА – Исполнительный комитет состоит из 10 членов – по два представителя от каждого государства-учредителя. Конечно же, фонд остро нуждается в чиновниках, экспертах, помощниках и руководителях отдельных направлений.
Как они собираются бороться с последствиями «Аральской катастрофы», не очень ясно, но, по крайней мере, нескольким сотням людей бедность уж точно не грозит.
Уже мечта чиновника! Местный вариант ООН или ЮНЕСКО, постоянно выражающий озабоченность и призывающий принимать меры.
Но денег в Средней Азии немного. Фонд привлекает средства международных организаций и государств побогаче.
«Аральской катастрофой», оказывается, очень озабочена Европейская комиссия – высший орган исполнительной власти Европейского союза. 27 членов комиссии неофициально называют комиссарами. Конечно же, каждый из них даёт престижную, высокооплачиваемую работу нескольким десяткам человек.
Но ещё комиссия выделяет средства для преодоления последствий «Аральской катастрофы». И контролирует средства, выделяемые отдельными государствами и национальными организациями.
Существует, например, соглашение между Казахстаном и Немецким обществом по международному сотрудничеству – Deutsche Gesellschaft fьr Internationale Zusammenarbeit (GIZ) GmbH.
GIZ, по его собственным словам, «формирует процессы перемен и делает людей способными самостоятельно и ответственно управлять процессами дальнейшего развития. <…> оказывает партнёрам поддержку на местном, региональном, национальном и международном уровнях по стратегическим и концептуальным вопросам, а также в реализации их политических целей».
А ещё GIZ «стимулирует развитие экономики и занятости, государственное строительство и построение демократии…» В кругу его интересов «обеспечение мира, преодоление гражданских конфликтов, обеспечение продовольственной безопасности и работы систем здравоохранения, охрана окружающей среды и ресурсов, защита климата».
Вот-вот. Построение демократии и защита климата. Что-то до боли знакомое.
Этим же занимается немало программ, созданных государствами Средней Азии совместно с Европейской комиссией и USAID.
USAID – United States Agency for International Development – Американское агентство международного развития, создано в 1961 году. Основал его умный, деятельный, чрезвычайно образованный глобалист – Джон Кеннеди, для усиления влияния США во всём мире.
Само себя агентство представляет так: «Ведущее в мире агентство международного развития и катализатор, способствующий результатам развития. Работа USAID способствует укреплению национальной безопасности и экономического процветания США, демонстрирует американскую щедрость и прокладывает путь к самообеспеченности и устойчивости получателей помощи».
Это важная правительственная организация: администратор USAID и его заместитель назначаются Президентом США с согласия Сената и действуют в координации с Государственным секретарём США.
USAID не только даёт работу десяткам тысяч людей – в том числе и в государствах Средней Азии. Агентство располагает просто фантастическими, неправдоподобными деньгами. Мне называли разные цифры – но за десятки миллиардов можно ручаться.
Идеология и Еврокомиссии, и USAID – алармизм, «борьба с изменениями климата». Спасение Арала – часть этих программ. Практически деньги растекаются по центральноазиатским НКО. Часть их тратится на расширение уже существующих каналов и русел рек, которые впадают в Арал.
Напомню: с 2018 года ледники в горах тают. Воды в Арал поступает больше, чем раньше. Значит, программы работают! Заинтересованные лица вполне могут рапортовать об успехах действующих программ по сохранению Арала и требовать продолжать выделять им деньги.
Часть денег, естественно, тратится на работу по подрыву роли Российской Федерации в регионе. Выращиваются поколения, привыкающие повторять мантры про «изменения климата», «спасение от экологических проблем», – вплоть до избавления Земли от ужасов поедания говядины и великой пользы поедания червей и кузнечиков.
Эти же поколения привыкают к мысли, что решение всех проблем – и экологических, и политических – идёт из Европы и США. Что Россия – не лидер в решении этих проблем, и вообще «Аральская катастрофа» – дело рук СССР.
За 30 лет этой возни Аральское море не наполнилось. Вероятно, какое-то время оно будет расти… Возможно, ближайшие десятки лет. К работам международных организаций это не будет иметь совершенно никакого отношения, но рапортовать-то можно! Вот – мы потрудились, и Аральское море наполнилось. А под этим «наполнением Арала» по-прежнему будет скрываться опаснейшая работа.
Во-первых, утверждение совершенно античеловеческой идеологии. Идеологии разрушения и природной среды, и самой сущности человека.
Во-вторых, работа по созданию и росту зависимости стран Средней Азии от Европы, а ещё больше – от США.
В-третьих, «решение проблем Арала» уже стало предлогом для антироссийской пропаганды. А может стать только хуже.
Парадоксально, но факт: чем больше будет наполняться ложе Аральского моря, тем большим виновником «катастрофы» сделается Россия.
– Видите, – скажут чиновники GIZ и USAID, – видите, мы потрудились и спасли Аральское море. А кто его погубил?! Русские. Как всегда, виноваты эти русские.