Сторонники самостоятельности юго-востока избирают курс на учреждение республики Новороссия. Намечено провести местные референдумы по волеизъявлению жителей территорий. Исход их неочевиден. Возможно ли создание республики Новороссия? К чему это может привести? Что ждёт всю Украину?
«Краина» уже не «едына»
Станислав МИНАКОВ, писатель, Харьков:
– Жители юго-востока Украины, читай Новороссии, хотят (и всегда хотели) соблюдения своих человеческих прав – «прав человека». А именно: государственного статуса русского языка, гораздо большей административной, финансовой, гуманитарной независимости от Киева, чем это было изначально определено в «унитарной Конституции» в соответствии с госдеповским Проектом «Украина». Их чаяния могут быть по меньшей мере реализованы на практике лишь при федеративном устройстве страны, в условиях самостоятельности при общении с родной корневой русской культурой, Россией, Таможенным союзом.
Запад же Украины все 23 года навязывал и навязывает всем регионам моноэтнизм, неонацизм, русофобию. Уже сказано ими: граждане на юго-востоке – это «не украинцы», их надо «убивать атомным оружием» (Ю. Тимошенко), их «надо сейчас задобрить, а вешать потом» (Б. Филатов, вице-губернатор Днепропетровщины, соратник олигарха И. Коломойского). В том же духе высказывается человек, на которого ставку делает Госдеп США, – шоколадный олигарх П. Порошенко, чей бизнес, как ни поразительно, всё ещё процветает и в России.
Итак, с одной стороны – простые, внятные, гуманитарные устремления граждан, с другой – агрессия уничтожения и зачистки, которые учиняют власти Киева при полной поддержке местных СМИ, прежде всего телевидения. Тем, кто не смотрит украинские телеканалы, даже объяснить невозможно, какую они транслируют почти животную, пещерную ненависть к соседям на востоке.
А возможно ли в принципе жить в таком «едином пространстве»? «Едына» ли эта «краина»? Кто продолжает хотеть жить в ней?
Такие люди, и это нельзя отрицать, есть на Харьковщине, в других районах Новороссии. В основном это напуганные возможными переменами буржуа, представители бизнеса, бюрократии, студенчества (они другого не знают), как и представители «украинской интеллигенции», зомбированные антирусской истерией в духе страшилок о «путино-фашизме». Они полагают, что зачистка юго-востока, которая анонсируется после легитимации «президентских выборов», их не коснётся. Но с этой слепотой уже ничего не поделать.
А что ждёт сторонников федерализации? На мой взгляд, провозглашённые народные республики – Донецкая, Луганская, Харьковская, Одесская и, кстати, русинская Карпатская (все 23 года ведущая борьбу за автономию) – смогут добиться целей, лишь объединившись, при этом уже на начальном этапе максимально корректно сформулировав свои программы в чётком правовом смысле, в том числе в процедурах.
Пока что действия и высказывания организаторов процесса нередко носят спонтанный, эмоциональный характер. Мало кто был готов тут к столь внезапному ответу на брошенный из Киева вызов. Уж если в Киеве не смогли построить государство, то здесь опыт госстроительства, необходимые кадры вообще в большом дефиците.
Ядром грядущей Новороссии становятся Луганск и Донецк, остальные равняются и подтягиваются, хотя пока малорезультативно. Хунта и её покровители, прикрываясь Женевскими соглашениями, действуют в своём стиле. Идёт нейтрализация активистов протестного движения – захват по одному и гроздьями. А что ещё в головах у тех, кто открыто объявляет здешних граждан людьми «второго сорта»? Для чего, по имеющейся информации, турецкими строителями на средства Евросоюза в Донецкой области сооружается нечто вроде концлагеря, который обещают сдать в строй уже к лету? Пока просматриваются такие цели: обезглавить движение, деморализовать население. Однако это палка о двух концах – протесты и митинги могут перерасти в партизанское сопротивление. А главное – появляется всё больше людей, которые считают разговор о «федерации в составе Украины» уже малоактуальным.
Развитие событий может пойти в сторону всё большего обособления юго-востока. Сейчас здесь часто вспоминают о Донецко-Криворожской республике. Она существовала автономно (хотя и недолго) в революционные времена, а потом, как промышленно развитый пролетарский район, была большевиками «прилеплена» к аграрной Малороссии в качестве локомотива. Следует помнить, что, если судить по публикациям того времени в местных газетах, в 1918 году не встречалось самоопределения граждан как «украинцев» или «малороссов». Все считали себя русскими людьми, великороссами. Малороссы (тоже часть русского народа) жили по соседству, в направлении Киева.
Есть ли перспектива у Новороссии как государственного субъекта? Действия марионеточной проамериканской хунты в Киеве всё более подталкивают граждан юго-востока Украины к определённому выбору. И тогда с этим придётся считаться всем: и оставшейся Украине, и России, и мировому сообществу. Как это будет оформлено и будет ли работать – увидим. Противодействие со стороны официального Киева и Запада идёт по нарастающей, хотя иногда оно кажется фарсом или прикрытием совсем иных намерений.
Достоинство дончан
Тамара ГУЗЕНКОВА, руководитель Центра исследований проблем стран ближнего зарубежья РИСИ:
– Создание республики Новороссия – относительно новая инициатива, если сравнивать её с проектом создания Донецкой народной республики, состоящей из Донецкой и Луганской областей. Хотя сама по себе идея формирования Новороссии как самостоятельного образования уже давно витает в воздухе. Это реакция на события в Киеве и политику самопровозглашённых киевских властей в отношении регионов. И чем жёстче становится давление Киева на юго-восток Украины, тем рельефнее и ощутимее выкристаллизовывается идея создания восточных и юго-восточных республик Украины.
Последней каплей, переполнившей чашу терпения народа юго-востока Украины, стало начало силового подавления протестов и выступлений в Донецкой, Луганской и Харьковской областях. Киевские власти начали против своего народа спецоперацию с использованием регулярных сил, боевого оружия и техники. Акция – антигуманная и не адекватная. В результате неё традиционные для многих жителей востока Украины инертность и созерцательность ушли в прошлое.
Сейчас ещё не вполне понятно, как далеко зашла разработка проектов создания Донецкой народной республики и Новороссии. Пока стремление к образованию Донецкой народной республики проявилось в большем количестве протестных акций. Сопротивление здесь более организованное, а люди осознанно встают на защиту своих интересов и формулируют политические требования.
Южные области Украины, или Новороссия, характеризуются большей разношёрстностью в проявлениях политической активности. Эти регионы пока не пережили того, что пережили некоторые города Луганской и Донецкой областей. Но нельзя исключать, что на юге Украины начнёт сказываться влияние Донецка. Вполне возможно, что между южными и восточными областями Украины завяжутся межрегиональные связи.
В любом случае сам факт появления таких идей и планов свидетельствует о появлении серьёзной оппозиции Киеву. Очень жаль, что Киев не хочет этого понять и инициировать общенациональное обсуждение проблем страны. Вместо этого киевская администрация стремится реализовать сценарий, написанный для них в Вашингтоне. Хотя всё очевиднее, что американские «сценаристы» не учли человеческого потенциала жителей юго-востока Украины. Они видели в них людей «второго сорта», которые всё стерпят. Но американцы и их киевские подопечные ошиблись. Оказалось, у жителей юго-востока Украины есть чувство собственного достоинства и свои, отличные от западных, представления о будущем. И подчиняться произволу Киева они не намерены.
Прогнозировать дальнейший ход событий сложно. Ясно, что многое будет зависеть от референдума, проведение которого на востоке Украины намечено на 11 мая. Возможно, что тогда прояснятся и перспективы создания Новороссии.