Лучший результат на выборах в Польше показала правящая партия «Право и справедливость» (PiS) – свыше 35% голосов. Однако в 2019-м PiS выступила гораздо успешнее, завоевав более половины депутатских мандатов – 235 из 460. Теперь она не сможет самостоятельно сформировать правительство. Главный соперник PiS – «Гражданская коалиция» – набирает около 31% голосов. Как оценить итоги выборов?
Может показаться странным, но на них тема внешней политики звучала слабо. Особенно в отношении Украины, Белоруссии и России – тут представители польского истеблишмента поют почти одним русофобским голосом, спорить им не о чем. Разногласия есть в отношении Берлина и Брюсселя. Если национал-консервативная PiS Ярослава Качиньского по традиции в конфликте с ними, то «Гражданская коалиция» во главе с Дональдом Туском настроена на «возвращение в Европу».
При этом, что ни говори, PiS показала по-своему впечатляющий результат – выиграла третьи выборы подряд. Но победа может обернуться поражением. Чтобы сформировать правительство, нужно большинство в Сейме, а входить в коалицию PiS просто не с кем. Зато вроде как проигравшие три оппозиционных объединения, собравшись вместе, искомое большинство голосов получат. Им может помешать только то, что право на первую попытку создания правительства по Конституции есть у победившей партии, и она сделает всё возможное, чтобы им воспользоваться.
Скорее всего, ничего не получится – все потенциальные кандидаты заранее отвергли такую перспективу. Поэтому основная надежда PiS – «перекупить» отдельных депутатов из других фракций. Много не соберёшь, хотя шансы имеются.
Тон большинства польских экспертов – PiS проиграла и будет вынуждена уступить правительство. Главную причину произошедшего видят в ошибочной стратегии партии во время избирательной кампании. Вместо того чтобы бороться за голоса немного более левого, чем привычный, электората, который опасается прихода к власти либералов и настоящих леваков, она решила бороться за более правых избирателей. Начатая в минувшем июле «антиукраинская кампания» с резко критической риторикой в отношении руководства Украины и украинских переселенцев «отбирала хлеб» у объединения «Конфедерация», причём успешно. Имея в середине лета рейтинг почти в 15% голосов, «конфедераты» получили на выборах в два раза меньше, а голоса перетекли к PiS. При этом оппозиция смогла набрать большинство.
Эта ошибка, судя по всему, скажется на политической карьере пока ещё премьера Матеуша Моравецкого. От успешного банкира, выдвинутого правящей партией на высокий пост в конце 2017-го, ожидали как раз привлечения части либерально настроенных избирателей. А он проявил себя, наоборот, самым «правым из правых» однопартийцев. Перспектив побороться за пост президента через два года это не отменяет, но ставит под большой вопрос.
Подвели правящую партию и скандалы в министерствах накануне выборов – в Минобороны по итогам расследования упавшей ракеты и отставки двух видных генералов, а также в МИДе из-за выявленной коррупции. Оппозиция обвинила правительство в том, что Польша стала центром переброски нелегальных мигрантов, выдавая им трудовые визы за немалые деньги. PiS делала из миграционного вопроса основной предвыборный «конёк», и как раз по нему пришёлся болезненный удар.
Вполне вероятно, что состав новой правящей коалиции мы узнаем лишь к середине декабря. Но каков будет итог внутренней возни, для России не существенно. «Антиукраинская кампания» PiS была лишь предвыборной политтехнологией и прежний курс на поддержку Украины не отменит. Внутренний раздор, который ожидает Польшу с приходом к власти Туска, когда президент Анджей Дуда начнёт ветировать одно за другим решения правительства, менее всего коснётся «восточного» направления внешней политики и милитаристских программ Польши. Разве что на Варшаву уже не будут смотреть как на оплот «консервативных ценностей». Но нам по большому счёту и это не так уж важно.