Драматург рассказал об истории создания двух своих пьес, посвящённых блокаде Ленинграда.
Пьеса «Ленинградский вальс» – это прежде всего дань уважения его близким, которые не смогли пережить блокаду. Прототип главного героя – родственник автора, погибший в голодавшем городе.
Эта пьеса, безусловно, и о войне, и о блокаде, но прежде всего она о любви. Основной конфликт произведения вытекает из идеологического противостояния двух миров, двух людей, женщины и мужчины, представителей разных социальных слоёв. Главный герой, пожилой библиограф Александр Петрович, полюбил девушку, приехавшую в Ленинград для работы в милиции.
Григорий Демидовцев рассказал, что к написанию пьесы «Ленинградский вальс» его подтолкнул рассказ заведующего Музеем ленинградской милиции Ростислава Любвина. По его словам, во время блокады широкое распространение получили преступления, связанные со спекуляцией продовольствием: работники магазинов уносили продукты домой, чтобы впоследствии обменять их на золото; сотрудники типографий занимались изготовлением фальшивых хлебных карточек. Но преступление, о котором говорится в пьесе, было весьма необычным. Преступник наладил подпольный ввоз дефицитного афганского риса в Ленинград и занимался незаконной торговлей, обменивая ценный продукт на золото. Но, по словам драматурга, криминальная линия сюжета не является в произведении ведущей. Это только фон, позволяющий наиболее ярко показать характеры главных героев.
В 2010 году режиссёром Людмилой Горевой была осуществлена первая постановка пьесы. В последних сценах появляется Ангел – красивая женщина, которая просит Александра Петровича пригласить её на вальс, пытаясь воскресить в нём желание жить.
О желании жить и проживать каждый миг как последний другая пьеса Григория Демидовцева – «Ленинградская правда». Она также о блокаде. Прототипами её героев стали близкие автора, не сумевшие пережить лишения блокадного времени. Но об их смерти мы узнаём в последней сцене – тихом, но пронзительном финале этого произведения.
Марина Кашлачёва